Сверхмассивная черная дыра в центре Млечного Пути уничтожает загадочное облако

Уже более 20 лет ученые наблюдают за тем, как сверхмассивная черная дыра в центре Млечного Пути медленно разрывает и растягивает пылевое облако X7. Известно, что в 2036 году этот объект будет уничтожен, но пока неясно, откуда он взялся.

Представление художника о том, как погибнет пылевое облако X7
Гибель пылевого облака X7 в представлении художника. Источник: W. M. Keck Observatory/Adam Makarenko

Пылевое облако X7

Ученые, изучающие сверхмассивную черную дыру Стрелец А*, находящуюся в центре Млечного Пути, рассказали о пылевом облаке X7, которое они наблюдают в течение последних 20 лет. Этот объект вместе с множеством других вращается вокруг космического монстра и подвергается при этом удивительным преобразованиям.

Масса X7 составляет примерно 50 масс Земли. По космическим меркам это достаточно небольшой объект, но он все же регулярно попадает на снимки, сделанные телескопом обсерватории Кека на Гавайских островах. Благодаря этому ученые смогли проследить за его эволюцией.

Двадцать лет назад X7 выглядело обычным немного вытянутым облаком. Но с тех пор под влиянием гравитации от Стрельца А* оно преобразовалось в тонкую струну, длиной в 3000 расстояний от Земли до Солнца.

Эволюция X7 в течение 20 лет.
Эволюция X7 в течение 20 лет. Источник: A. Ciurlo et al./UCLA GCOI/W. M. Keck Observatory

Будущее и прошлое X7

Сейчас X7 вращается вокруг черной дыры со скоростью до 490 км/с. Но, несмотря на это, чтобы совершить один оборот, ему нужно 170 тыс. лет. Однако оно достаточно быстро приближается к Стрельцу А* и в 2036 году достигнет минимально возможного расстояния.

В этот момент приливные силы разорвут его на части, и через некоторое время оно полностью рассеется. Материал при этом будет поглощен черной дырой. А поскольку он разогреется, астрономы ожидают яркого фейерверка в виде вспышек в разных диапазонах.

А вот прошлое X7 остается неизвестным. Ученые предполагают, что оно могло образоваться в результате слияния двух звезд. Два светила, на которые тоже сильно влияла гравитация черной дыры, столкнулись и сбросили с себя оболочку, из части которой образовалось пылевое облако.

Исследование интересно еще и тем, что X7 — не единственная подобная «нить», кружащаяся вокруг Стрельца А*. Их называют G-объектами. Астрономы планируют наблюдать за облаком до самой его гибели, чтобы понять, какая судьба ждет других.