Сверхмассивная черная дыра «спряталась» в толще космической пыли

На новых снимках Европейской южной обсерватории (ESO) была обнаружена сверхмассивная черная дыра. Находка примечательна тем, что она скрывалась в облаке космической пыли в центре галактики M77. Фактически она была замаскирована окружающим ее облаком.

Messier 77
Художественное изображение сверхмассивной черной дыры в центре галактики M77, окруженной пылью. Источник: ESO

M77, известная также как NGC 1068 или Cetus A, представляет собой спиральную галактику с перемычкой. Расположена она примерно в 47 млн световых лет от Млечного Пути в созвездии Кита. Наблюдения, сделанные с помощью Очень большого телескопа (VLT ESO) в северной части Чили, проливают новый свет на галактики, в центре которых есть активное ядро. Эти объекты подпитываются газом и пылью, попадающими в центральную черную дыру, в результате чего эта область затмевает остальную часть галактики.

Messier 77
Галактика M77, известная как NGC 1068 или Cetus A

«Наши результаты должны привести к лучшему пониманию активных ядер галактик. Они также могут помочь нам лучше понять историю Млечного Пути. В центре нашей Галактики тоже находится сверхмассивная черная дыра. Возможно, она была активной в прошлом», — заявила ведущий автор исследования из Лейденского университета в Нидерландах Виолета Гамес Росас.

Помощь прибора MATISSE

Недавнее изображение, полученное с помощью прибора MATISSE, установленного на VLT, продемонстрировало толстое кольцо космической пыли и газа. За ним скрывалась сверхмассивная черная дыра в галактическом ядре. Полученные результаты подтверждают принцип, называемый унифицированной моделью активных ядер галактик. Согласно ему, все активные ядра обладают одинаковой структурой, но могут выглядеть по-разному в зависимости от того, как они ориентированы относительно наземных наблюдателей.

Galaxy Messier 77
Интерферометр VLT ESO обнаружил сверхмассивную черную дыру в центре M77, скрытую облаком космической пыли. Источник: ESO

Яркость активных ядер варьируется в зависимости от того, сколько света от черной дыры затенено окружающей пылью и газом. В этом случае M77 кажется более тусклой, чем другие активные ядра галактик, поскольку толстое кольцо из пыли и газа полностью скрывает черную дыру от нашего взгляда.

Определение точного местоположения черной дыры

Однако прибор MATISSE способен вести съемку в широком диапазоне инфракрасных волн, что позволяет исследователям заглянуть сквозь толстое пылевое кольцо. С помощью этой техники команда смогла измерить разницу в температуре пыли, а также поглощение пылевых облаков вокруг черной дыры. Это, в свою очередь, позволило ученым определить точное местоположение черной дыры в M77.

«Messier 77 является важным объектом для изучения активных ядер галактик, а также идеальной целью для нашей программы по оптимизации MATISSE», — заявил соавтор и главный исследователь MATISSE в Обсерватории Лазурного Берега Бруно Лопес.

По материалам Space.com.

Напомним, что черная дыра помогает в рождении звезд.