Стратосферная обсерватория SOFIA совершила последний полет, а миссия DART столкнулась с астероидом: дайджест новостей

Подборка самых интересных космических новостей за неделю: китайский ровер нашел следы наводнения на Марсе, на планетах возле красных карликов возможен фотосинтез, а мы рассказываем о том, как построить поселение на спутнике Земли.

«Мы невозможны в невозможной Вселенной».

― Рэй Брэдбери

Китайский ровер нашел следы наводнения на Марсе

Анализ данных, собранных китайским марсоходом «Чжужун», позволил выявить два слоя материала, расположенных под поверхностью равнины Утопия. Первый находится на глубине от 10 до 30 м, второй — на глубине от 30 до 80 м. По словам исследователей, это следы двух мощных наводнений. Первое произошло примерно 3 млрд лет назад. Принесенные им мелкие камни осели на более крупные, что и сформировало глубокий слой. Второй слой сформировался аналогичным образом 1,6 млрд лет назад.

Воздушная обсерватория SOFIA совершает свой последний полет

Стратосферная обсерватория NASA SOFIA совершила свой последний полет 28 сентября. Официально она будет оставаться в эксплуатации до 30-го числа, когда в США закончится финансовый год, но в последние два дня ее полеты уже не предусмотрены.

SOFIA представляет собой самолет Boeing 747SP, на борту которого установлен телескоп-рефлектор с диаметром зеркала 2,7 м. Он способен осуществлять наблюдения продолжительностью до 10 часов на высоте от 11 500 до 13 700 м. Благодаря этому ему удается проводить исследования, доступные только для орбитальных обсерваторий.

Телескоп NASA записал видео эпического столкновения DART с астероидом Диморф

В ночь с 26 на 27 сентября NASA осуществила контролируемое столкновение своего космического аппарата DART с астероидом Диморф. Зонд двигался со скоростью более 22,5 тыс. км/ч относительно 160-метрового астероида. Столкновение произошло в 02:14 по киевскому времени. В этот момент вокруг места космической аварии появилась яркая вспышка, когда DART врезался в астероид — ее и увидел ATLAS.

Миссия DART — это проверка того, сможем ли мы сбить с курса потенциально опасные космические тела, если они когда-то будут угрожать уничтожением человечества. Теперь ученым остается проверить, как столкновение повлияло на орбиту астероида.

На планетах возле красных карликов возможен фотосинтез

У красных карликов значительно больший процент энергии, чем у Солнца, излучается в инфракрасной области спектра. Ученые провели эксперимент с цианобактериями и доказали, что развитию жизни это не помешает. Исследователи создали камеру с атмосферой, подобной ранней земной, и с помощью светодиодных ламп сымитировали освещение, максимум которого приходится на инфракрасный диапазон. Затем они поместили в эти условия, очень похожие на планету на орбите вокруг красного карлика, цианобактерии.

Цианобактерии — самые примитивные живые существа, способные к фотосинтезу — в таких условиях чувствовали себя вполне хорошо. Ученые решили поместить в экспериментальную камеру зеленые и красные водоросли, но и они смогли расти под условным светом красного карлика.

Телескоп Gemini North нашел останки одной их первых звезд во Вселенной

Благодаря телескопу Gemini North астрономы обнаружили необычное соотношение химических элементов в облаках, окружающих древний квазар. По мнению исследователей, это остатки одной из звезд первого поколения, сформировавшейся вскоре после Большого взрыва. Находка была сделана благодаря 8,1-метровому телескопу Gemini North. Мы видим ее такой, какой она была 13,1 млрд лет назад, когда возраст Вселенной составлял всего 700 млн лет. В ходе анализа окружающих квазар облаков Gemini North обнаружил аномально высокое содержание железа по отношению к магнию. По мнению ученых, это можно объяснить лишь последствиями взрыва парно-нестабильной сверхновой.

Снимок Европы, сделанный аппаратом Juno 29 сентября 2022 года. Источник: NASA/JPL-Caltech/SWRI/MSSS

NASA опубликовала первые изображения, сделанные зондом Juno 29 сентября. На них можно увидеть Европу — четвертый по величине спутник Юпитера, под ледяной поверхностью которого скрывается гигантский океан.

Интересная цифра: 1122 объекта

Космический мусор в представлении художника. Источник: Gizmodo.com

Две трети обломков, образовавшихся в результате испытания россиянами противоспутникового оружия в ноябре прошлого года, сошли с орбиты. Всего американские военные идентифицировали 1783 объекта, связанных с уничтоженным спутником «Космос 1408». При этом по состоянию на конец сентября 1122 из них уже сошли с орбиты. Осталось 661, и они тоже будут постепенно падать в атмосферу. Однако растянется это на десятилетие, и последний из них перестанет представлять опасность только в 2033 году.

Так в представлении художника выглядит купол лунной базы, построенный с использованием технологии 3D-печати. Источник: ESA/Foster + Partners

Советские и американские специалисты начали изучать различные проекты по созданию лунной базы еще на заре космической эры, даже до полета Гагарина. Самые первые из них имели ярко выраженную милитаристскую направленность. К счастью, военные довольно быстро поняли, что использовать естественный спутник Земли не совсем практично, и потеряли интерес к таким идеям. Подробнее о нереализованных программах, а также о планах на будущее читайте в статье «База на Луне. Как построить поселение на спутнике Земли».

В предыдущем дайджесте: Создавать роскошь в гостинице на орбите будет Hilton, а в США впервые обеспечат прямую мобильную связь телефона со спутником: дайджест новостей