Странная галактика необъяснимым образом лишилась темной материи

Группа астрономов обнаружила доказательства существования галактик, полностью свободных от темной материи. Команда ученых из Нидерландов не нашла никаких следов темной материи в галактике AGC 114905.

Галактика размером с Млечный Путь под названием AGC 114905 расположена примерно в 250 млн световых лет от Земли. Особенностью этого объекта является то, что, несмотря на сопоставимые размеры с нашей галактикой, звезд в ней в тысячу раз меньше, и это делает ее более тусклой. За свое свойство она классифицируется как ультрадиффузная карликовая галактика.

Галактика AGC 114905
Звездное излучение галактики AGC 114905 обозначено синим цветом. Зеленые облака показывают нейтральный водород. Галактика, похоже, не содержит черной материи. Фото: Techexplorist

Среди ученых преобладает мнение, что все галактики, особенно суперкарликовые, могут существовать, только если они удерживаются вместе темной материей. Фактически последняя выступает своеобразным «клеем». Но когда астрономы измерили AGC 114905 с помощью Very Large Array (Очень большая антенная решетка) в Нью-Мексико, они обнаружили, что эта странная галактика не содержит темной материи.

Это открытие поставило под сомнение теорию об участии темной материи в галактических масштабах.

Почему в галактиках отсутствует темная материя?

По мнению ученых, AGC 114905 могла быть лишена темной материи большими близлежащими галактиками. Вторая теория — это приблизительный угол, под которым могли проводить наблюдения за галактикой. В реальности он может отличаться от того, который был использован в расчетах.

AGC 114905 — не первая галактика, обнаруженная астрономами, лишенная темной материи. В 2018 году группа астрономов Йельского университета заметила, что галактика под названием NGC 1052-DF2, находящаяся на расстоянии около 60 млн световых лет от Земли, тоже не содержит темной материи. В 2019-м была обнаружена вторая галактика с похожими свойствами — NGC 1052-DF4. Ученые предположили существование целого класса таких объектов. По состоянию на 2021 год во Вселенной нашли в общей сложности шесть подобных галактик.

Ранее мы рассказывали о ТОП-7 тайнах Вселенной.