Столкновения могут лишать галактики темной материи

Столкновения между карликовыми галактиками могут приводить к потере ими всей темной материи. Об этом говорится в статье, опубликованной в недавнем выпуске журнала Nature международной командой астрофизиков.

Галактики без темной материи

В 2018 году астрономы обнаружили в окрестностях Млечного Пути необычную галактику, получившую обозначение NGC 1052-DF2. При схожих с нашей галактикой размерах она содержит в 200 раз меньше звезд. При этом в ней практически нет темной материи — вещества, которое не участвует в электромагнитном взаимодействии и недоступно прямому наблюдению. Его присутствие можно определить лишь по гравитационному воздействию на видимую материю.

Галактика NGC 1052-DF2. Источник: SCIENCE: NASA, ESA, STScI, Zili Shen (Yale), Pieter van Dokkum (Yale), Shany Danieli (IAS) IMAGE PROCESSING: Alyssa Pagan (STScI)

Открытие стало неожиданностью для астрономов. Считается, что темная материя является ключевым компонентом, необходимым для образования галактик. Без нее первичный газ не обладал бы достаточным гравитационным притяжением, чтобы начать сжиматься и формировать первые «звездные острова». Уже через год астрономы обнаружили еще одну «пустую» галактику, почти не содержащую темной материи. Она получила название NGC 1052-DF4. Находка спровоцировала новые дискуссии о механизмах возникновения первых звездных систем и корректности существующих моделей.

Механизм потери темной материи

В попытке объяснить существование галактик без темной материи международная команда астрофизиков расширила исследования других групп, нашедших следы разделения темной и нормальной материи в крупных масштабах при столкновениях галактических скоплений. Они пришли к выводу, что подобный механизм мог привести к появлению найденных галактик без темной материи. Поскольку темная материя не взаимодействует сама с собой или обычной материей, то в случае галактического столкновения она может «вылететь» за пределы своей галактики и продолжить движение по космосу.

Диаграмма, показывающая возможный механизм формирования галактик без темной материи. Источник: Nature (2022). DOI: 10.1038/s41586-022-04665-6

Вероятность подобного сценария  подтверждает то, что NGC 1052-DF2 и NGC 1052-DF4 удаляются друг друга и рядом с ними есть несколько других карликовых галактик, которые можно выстроить в единую линию. Это позволяет предположить, что они могут иметь одно и то же происхождение.

Темная материя является не единственной тайной современной космологии. Ранее мы писали о семи главных загадках нашей Вселенной.