Спутник увидел, как Альпы позеленели

Результаты спутниковых исследований показали, что за последние 40 лет Альпы сильно позеленели. Это свидетельствует о потеплении климата. Увеличение объема растительной массы может смениться опустыниванием.

Спутник увидел, как позеленели Альпы
Альпы позеленели от растительности. Источник: Рhys.org

Спутниковое исследование климата

Ледники Альп стремительно сменяются травянистыми пространствами. К такому выводу недавно пришли исследователи, изучавшие спутниковые данные за последние 38 лет. Главный горный массив Европы значительно позеленел за период с 1984 по 2021 годы.

Ранее такое позеленение уже отмечалось на спутниковых снимках. Но заметно оно было преимущественно в Антарктиде. Полюса Земли нагреваются быстрее, чем экваториальная зона, поэтому там изменения особенно заметны. Аналогичным образом по спутниковым данным оценили исчезновение плавней в Азии.

Одновременно исследователи отмечают, что площадь покрытых снегом поверхностей в Альпах уменьшилась. Но здесь спутниковые снимки не могут показать всю полноту картины. Таяние ледников начинается с уменьшения прослойки снега зимой. И этот начальный процесс с орбиты просто не виден.

Поэтому, по оценкам ученых, площадь ледников в Альпах снизилась только на десятую часть. А вот увеличение хлорофилла благодаря наблюдениям на определенных длинах волн видно хорошо. Оказалось, что на высотах более 1700 м объем растительной массы с 1984 года вырос на 77 процентов.

Хорошо ли, что Альпы позеленели?

Процесс позеленения определенных мест в Альпах может идти тремя разными путями. Во-первых, трава может появиться на тех участках, на которых ее раньше не было. Во-вторых, из-за смены сами растения могут стать более густыми и высокими. В-третьих, в высокогорье могут появиться растения, которые до этого росли ниже.

Все это может иметь немало негативных последствий. Чем больше растений — тем длиннее период вегетации. Снегу становится тяжело накапливаться в течение зимы, а недостаток его запасов весной уменьшает стекание в реках.

Хотя увеличение объема растений и приводит к тому, что они поглощают дополнительный углекислый газ из атмосферы, этот процесс на углеродный цикл влияет преимущественно отрицательно. В отличие от снега, который большинство энергии отражает, растения 90 процентов ее накапливают и затем отдают в окружающую среду. Итак, планета нагревается сильнее.

Появление коричневого цвета

Но спутник увидел не только позеленение. За последние 40 лет на снимках альпийских высокогорий стали появляться участки коричневого цвета. На них нет ни снега, ни растений. Появление таких мест связано с засухами, после которых растения не могут укрыть все освободившиеся от снега участки.

Наблюдения показывают, что сейчас таких участков всего один процент от общей площади высокогорий. Но по опыту, например, Средней Азии ученые знают, что их площадь будет расти. Трава не успевает связывать всю освобождающуюся от снега почву. И для Земли это будет иметь очень плохие последствия.