Спутник показал российские атомные бомбардировщики у границы с Норвегией, а астрономы зарегистрировали самый мощный в истории гамма-всплеск: дайджест новостей

Подборка самых интересных космических новостей за неделю: NASA испытала прототип аэробота для изучения Венеры; миссии DART удалось изменить орбиту астероида, а мы рассказываем, как вырастить сад на Луне.

«Ученый — это не тот, кто дает правильные ответы, а тот, кто задает правильные вопросы».

― Клод Леви-Стросс

США обеспокоены китайской космической инфраструктурой в Южной Америке

Китайская космическая инфраструктура в Южной Америке беспокоит Центр стратегических и международных исследований США. Хоть она и гражданская, но может использоваться для поддержки военных космических аппаратов. Поднебесная пытается стать серьезным игроком на рынке спутниковых услуг для стран со средним уровнем доходов. Но, несмотря на гражданское назначение этой сети, США опасаются, что Пекин может ее применять и для шпионажа, и для мониторинга, а также, возможно, даже для поражения кораблей США и других стран.

Точное попадание: NASA подтвердила изменение орбиты астероида

NASA сообщает, что первая в истории миссия по преднамеренному столкновению космического аппарата с астероидом Диморф не только оказалась точной, но и смогла кардинально изменить его траекторию. Таким образом, аэрокосмическая администрация доказала, что способна предотвратить потенциальное падение опасного объекта на Землю в будущем.

NASA испытала прототип аэробота для изучения Венеры

Инженеры из Лаборатории реактивного движения NASA (JPL) и компании Near Space провели успешные испытания прототипа роботизированного воздушного шара (аэробота). В будущем подобное устройство может быть использовано для изучения атмосферы Венеры. Конструкторы учли агрессивный состав газовой оболочки планеты, которая, в частности, знаменита своими облаками из серной кислоты. Внешняя оболочка аэробота будет сделана из многослойного материала, включающего кислотостойкое покрытие, металлизированный слой для уменьшения солнечного нагрева и структурный внутренний слой, достаточно прочный для того, чтобы к нему можно было прикрепить научные инструменты.

Технологии James Webb уже используются для лечения зрения

Космический телескоп Джеймса Уэбба (JWST) уже доказал свою научную ценность поразительно детализированными снимками космоса. Его огромные зеркала улавливают свет с расстояния миллиардов световых лет благодаря сверхточной технологии выравнивания, отвечающей за невероятно четкую картинку далеких объектов. Но эта разработка не ограничивается одними лишь наблюдениями за Вселенной. Изобретение было интегрировано в iDesign Refractive Studio от Johnson & Johnson Vision — устройство, выполняющее точные сканирования человеческих глаз, чтобы выявить дефекты зрения пациентов.

Johnson & Johnson описывает технологию, как «оптический отпечаток пальца, уникальный для глаза каждого пациента». Благодаря интеграции технологии от JWST она может включать более 1200 измерений глаз каждого человека, устанавливая диагноз с недостижимой ранее точностью.

Астрономы зарегистрировали самый мощный в истории гамма-всплеск

Зарегистрированный 9 октября гамма-всплеск GRB221009A является самым мощным в истории. Энергия фотонов от него составила 18 ТэВ. Считается, что он сопровождал вспышку чрезвычайно мощной сверхновой. За всю историю наблюдений за небом ученые стали свидетелями всего нескольких событий, фотоны от которых обладали энергией, измеряемой тераэлектрон-вольтами. А энергия выше 10 ТэВ вообще никогда раньше не наблюдалась у одной частицы. Для сравнения: самое мощное столкновение в Большом адронном коллайдере имело энергию 13 ТэВ, и этот результат состоял из суммы энергий двух частиц.

Исследования GRB221009A все еще продолжаются. Пока известно, что он состоялся в отдаленной галактике с признаками повышенного количества пыли. Возможно, в будущем астрономы поймут, что сделало его столь мощным.

Российские стартегические бомбардировщики в Оленьей: желтый — Ту-95, красный — Ту-160. Источник: Planet Labs

Спутник компании Planet уже некоторое время наблюдает увеличение количества стратегической авиации на российской авиабазе Оленья у границы с Норвегией. На снимках хорошо видны атомные бомбардировщики Ту-95 и Ту-160. Норвежское издание Faktisk опубликовало снимки авиабазы ​​Оленья, сделанные спутником компании Planet. Снимки датируются 7 октября 12:22 по киевскому времени, и на них хорошо видны бомбардировщики, которых здесь раньше не было.

Интересная цифра: 400 квинтиллионов литров спирта

Цветное композиционное изображение Центра Галактики и Стрельца B2, полученное с помощью обзора ATLASGAL
Цветное композиционное изображение центра Галактики и Стрельца B2, полученное в ходе обзора ATLASGAL

На расстоянии 10 тысяч световых лет от Солнца находится огромное облако спирта. Оно расположено в направлении созвездия Орла и по размеру в тысячу раз превышает диаметр Солнечной системы. Облако содержит 400 квинтиллионов литров спирта. Чтобы поглотить такой объем, каждому жителю Земли нужно было бы потреблять 300 тысяч литров алкоголя ежедневно в течение миллиарда лет. Звучит очень привлекательно, но есть два серьезных препятствия: расстояние и пригодность для употребления.

Командир экспедиции МКС-50 Шейн Кимброу (Shane Kimbrough) собирает первый урожай красного салата, выращенный в космосе с помощью системы Veggie. Источник: NASA

Стабильное освоение космоса невозможно без умения жить в нем. Это означает, что нам необходимо строить космические станции, а также уметь выращивать растения во внеземных условиях. Мы рассказываем о том, как вырастить сад на Луне, а также о 5 самых перспективных космических станциях настоящего и будущего.

Читайте в предыдущем дайджесте: США построят космический киберполигон для борьбы с хакерскими атаками, а Viasat продает свою сеть военной связи: дайджест новостей