5 самых перспективных космических станций настоящего и будущего

Стабильное освоение космоса невозможно без умения жить в нем. А это означает необходимость строить космические станции. Мы расскажем о пяти орбитальных проектах, которые планируют создать или достроить в ближайшем будущем.

Тяньгун
Космическая станция «Тяньгун»

50 лет строительства космических станций

Первые космические станции появились 50 лет назад. Весной 1971-го была запущена советская «Салют-1», а двумя годами позже — американская SkyLab. Это были достаточно простые цилиндрические конструкции размером приблизительно с городской автобус. Однако постепенно «Салюты» становились все больше, а люди жили на них все дольше и дольше.

Фантастика рисует нам образ будущего, где люди живут в космосе на станциях, размер которых измеряется километрами. Нам до этого далеко. Но 5 орбитальных жилищ, которые будут созданы с нуля или достроены, впечатляют.

Космическая станция SkyLab
Первая в мире космическая станция SkyLab

Международная космическая станция

Идея создания Международной космической станции возникла в начале 1990-х, когда США, Европейский Союз и россия поняли, что строить отдельные космические станции слишком дорого, и решили создать совместный проект.

Первый блок был выведен на орбиту в 1998 году. Затем к нему начали добавлять все новые и новые элементы, пока станция не выросла до 109 м в длину и массы 440 тонн. Орбитальный комплекс состоит из 19 основных модулей, не считая различных ферм и платформ. В настоящее время именно МКС является крупнейшим искусственным объектом в космосе.

На борту МКС провели множество научных экспериментов. Но постепенно она стареет. Кроме того, значительная ее часть принадлежит россии, не желающей цивилизованных отношений с другими странами и уже объявившей об отказе от участия в проекте.

Международная космическая станция

Несмотря на это, Международную космическую станцию ​​должны в ближайшее время достроить. В 2024 году Axiom Space пристыкует к ней два коммерческих отсека. Планируется, что в них будут проводить эксперименты, спонсируемые частными компаниями.

Космическая станция «Тяньгун»

Китай в начале XXI века стремительно вырвался в космос. В 2011 и 2016 годах страна вывела на орбиту космические станции «Тяньгун-1» и «Тяньгун-2». А в 2021-м началось строительство новой станции, на этот раз многомодульной. Носит она все то же название, только без номера, из-за чего нетрудно запутаться, какая она по счету.

Главный блок станции «Тяньхэ» имеет массу 24 тонны. Летом 2022-го к нему был пристыкован лабораторный отсек «Вэньтянь», а в октябре должен присоединиться его близнец «Меньтянь».

В целом Китай позиционирует свою станцию ​​как научную. Для нее разработана огромная программа экспериментов, в том числе и международных. Особенностью «Тяньгун» является орбитальный телескоп «Сюньтянь», который физически не будет ее частью, но сможет стыковаться с ней для проведения технических работ.

Orbital Reef

В 2027 году на околоземной орбите должна появиться первая полностью коммерческая станция под названием Orbital Reef. Состоять она будет из надувных модулей. Ее строительство осуществляют компании Sierra Space и Blue Origin. Кроме того, в реализации этого проекта принимает участие множество различных организаций — от Amazon до Аризонского университета.

Orbital Reef
Концепт Orbital Reef. Источник: Blue Origin

Основной станции станет большой цилиндрический модуль, к которому по бокам будут пристыковываться другие отсеки. Ее общий объем составит 830 м³, что более чем в два раза превышает пространство, которое может предложить астронавтам МКС.

Планируется, что на станции будет работать до 10 человек. Какие эксперименты они будут там проводить, пока неизвестно. Но доставлять людей и грузы на станцию ​​будет новый космоплан Dream Chaser, строительство которого сейчас завершает Sierra Space.

Starlab

Компания Nanoracks вместе с Nortrop Grumman разрабатывает космическую станцию ​​Starlab, запуск которой планируется к концу 2020-х. На ее разработку NASA уже выделила 160 млн долларов. Ожидается, что ее конструкция будет состоять из большого основного надувного модуля и металлического переходного отсека.

Станция Starlab от Nanoracks
Станция Starlab от Nanoracks. Источник: Nanoracks

Внутренний объем станции будет достигать 340 м³, то есть чуть меньше МКС. Зато весь этот объем будет не разбросан по отдельным модулям, а собран в одном большом. Ожидается, что на Starlab смогут одновременно работать четыре астронавта.

Lunar Gateway

Самой амбициозной из станций ближайшего будущего должна стать Lunar Gateway. Ее сооружение будет осуществляться в рамках программы Artemis. Так что разместится она не на околоземной орбите, а на окололунной.

Строительством Lunar Gateway занимаются NASA, ESA, а также японское и канадское космические агентства. Это будет относительно небольшая станция, объем которой составит около 125 м³. Ее сооружение должно начаться в этом десятилетии. Конкретные сроки будут определяться успешностью запусков ракет SLS.

Lunar Gateway
Станция Lunar Gateway. Источник: Википедия

В отличие от остальных станций, главной задачей Lunar Gateway будет не проведение экспериментов, а роль промежуточного хаба для астронавтов и роботов, направляющихся на поверхность Луны. В перспективе она может стать отправной точкой для миссий, которые NASA будет отправлять на Марс.