Спутник IXPE услышал 200-летнее эхо черной дыры из центра Млечного Пути

Сверхмассивная черная дыра в центре нашей галактики Млечный Путь проснулась и выпустила мощную вспышку рентгеновского излучения в XIX веке, как подтверждают новые наблюдения этого события. Лишь сейчас ученые услышали эхо, которому примерно 200 лет.

Стрелец А*
Черная дыра Стрелец А* в центре нашей галактики Млечный Путь. Изображение: Space.com

Астрономы заметили, что огромные облака газа, которые находятся в центральной области Галактики светятся в рентгеновском диапазоне ярче, чем ожидалось. Одно из возможных объяснений заключалось в том, что этот рентгеновский свет не исходит от самого облака газа, а отражается от него после вспышки черной дыры, известной как Стрелец А* (Sgr A*), которая имеет массу, превышающую солнечную в 4,1 млн раз.

Теория заключается в том, что когда-то в недалеком прошлом Стрелец А* поглотил что-то очень массивное, и вспышка рентгеновского излучения этого события отразилась от облаков газа неподалеку от черной дыры. Теперь команда под руководством Фредерика Марина из Страсбургского университета с помощью спутника NASA Imaging X-ray Polarimetry Explorer (IXPE) не только нашла убедительные доказательства этой теории, но также смогла установить приблизительную дату этого события.

IXPE
Взгляд IXPE на поляризованный рентгеновский свет (оранжевого цвета), отражающийся от облаков молекулярного газа в центре Млечного Пути. На верхнем изображении — более широкий рентгеновский снимок центра галактики, полученный рентгеновской обсерваторией NASA Chandra. Авторство: NASA/CXC/SAO/IXPE

Гравитационные силы, которые возникают вокруг такой массивной черной дыры, как Стрелец А*, настолько сильны, что могут разорвать все, что окажется слишком близко к ней. Во время этого процесса формируется вспышка рентгеновского излучения, когда облако газа, звезда или даже астероид разрываются на куски, а обломки образуют горячий диск, который спиралью затягивается в черную дыру.

Космический аппарат IXPE NASA способен измерять поляризацию рентгеновского света от таких событий. Поляризация — это колебание световых волн в определенном направлении, которое может раскрыть информацию о том, как свет был создан и отражен. IXPE обнаружил, что рентгеновские эхо-сигналы имеют поляризацию, которая соответствует началу координат в направлении Стрельца А*. Кроме того, сила поляризации свидетельствует о том, что рентгеновские лучи были излучены около 200 лет назад во время события, которое длилось менее полутора лет.

«Наша работа представляет убедительные доказательства того, что рентгеновское излучение от гигантских облаков газа является результатом отражения интенсивной, но кратковременной вспышки, возникшей на Стрельце А* или возле него», — написала команда Фредерика Марина.

Яркость рентгеновского излучения свидетельствует о том, что эта вспышка увеличила рентгеновскую светимость черной дыры в миллионы раз. Общее количество испущенной энергии оценивается в диапазоне от 1039 до 1044 эрг. Это сопоставимо с активными галактиками типа Сейферта, которые имеют большие массивные черные дыры, поглощающие значительное количество материала, но в течение гораздо большего временного периода.

Точный объект, который был поглощен черной дырой, остается неизвестным.

Ранее мы сообщали о том, что такое черные дыры и как они возникают.

По материалам Space.