SpaceX запустила телескоп для изучения черных дыр

9 декабря с космодрома на мысе Канаверал состоялся уже 28-й в этом году пуск ракеты Falcon 9. Она успешно вывела на околоземную орбиту космическую обсерваторию IXPE (Imaging X-ray Polarimetry Explorer).

Обсерватория IXPE (концепт). Источник: NASA

IXPE представляет собой относительно небольшой космический аппарат массой 325 кг. Он состоит из трех телескопов, предназначенных для измерения поляризованного рентгеновского излучения и составления карт магнитных полей. Миссия будет заниматься изучением активных галактических ядер, остатков сверхновых, двойных рентгеновских звезд, а также различных экзотических объектов, таких как пульсары, магнетары и черные дыры.

Стоит отметить, что IXPE стал самым маленьким грузом за всю историю эксплуатации Falcon 9, которая способна вывести до 22,8 тонн на низкую околоземную орбиту. Нетрудно подсчитать, что масса IXPE в 68 раз меньше максимальной грузоподъемности ракеты. Подобная «расточительность» объясняется характеристиками орбиты IXPE. Ее наклонение составляет всего 0,2°. Это необходимо для того, чтобы минимизировать воздействие на бортовую научную аппаратуру Южно-атлантической магнитной аномалии. А поскольку мыс Канаверал находится на 28,5° с.ш., стартующей оттуда ракете требуются значительные затраты энергии, чтобы изменить наклонение и вывести спутник на экваториальную орбиту.

В связи с этим стоит отметить, что изначально IXPE планировалось отправить в космос при помощи ракеты Pegasus, чья грузоподъемность составляет 443 кг. Она запускается с борта самолета-носителя, что дает возможность напрямую организовать запуск с экватора без необходимости менять наклонение. Однако SpaceX удалось перебить предложение конкурента. В результате компания Илона Маска получила пусковой контракт на сумму 50,3 млн долларов. Для сравнения, последняя заказанная NASA ракета Pegasus обошлась ей в 56,4 млн долларов.

Напомним, что недавно NASA заказала у SpaceX три дополнительных корабля Crew Dragon.