Слишком большая: экзопланета бросила вызов астрономам

Команда американских астрономов сообщила об открытии экзопланеты LHS 3154b, которая в 13 раз массивнее Земли. Ее существование противоречит современным теориям.

Экзопланета LHS 3154b в представлении художника. Источник: Pennsylvania State University

На сегодняшний день астрономы открыли тысячи экзопланет. Массы крупнейших из них в сотни и тысячи раз превосходят массу Земли. Так что на их фоне LHS 3154b сама по себе не выглядит чем-то уникальным. Однако этот мир делает уникальным его родительская звезда. Дело в том, что LHS 3154b обращается вокруг ультрахолодного красного карлика. Его масса в девять раз меньше массы Солнца, а светимость — в сто раз.

Планеты формируются в дисках, состоящих из газа и пыли. Внутри них образуются пылевые зерна, которые постепенно притягиваются друг к другу, формируя камешки. Эти камешки слипаются, образовывая все более и более крупные структуры. Итогом этого процесса становится появление твердого ядра, которое затем притягивает к себе пыль, а также окружающий газ, такой как водород и гелий.

Подобный способ формирования планет называется аккрецией ядра. Для него необходимо много материи. И вот тут-то и возникает проблема. По словам астрономов, у настолько небольшой звезды попросту не должно было быть достаточного количества вещества в протопланетном диске, чтобы из него смогло сформироваться настолько массивное тело, как LHS 3154b. Симуляции показывают, что он должен был бы быть по крайней мере в десять раз массивнее, чем обычные протопланетные диски вокруг таких светил.

Существует и другая теория формирования планет, известная как теория гравитационной нестабильности. Она предполагает, что планеты формируются в результате прямого коллапса газа и пыли в протопланетном диске. Однако и она тоже требует наличия вокруг звезды очень массивного протопланетного диска, что противоречит существующим представлениям о красных карликах. Исследователи надеются, что дальнейшие наблюдения за этой системой или обнаружение других подобных систем помогут пролить свет на то, как они сформировались, и скорректировать теорию.

Ранее мы рассказывали о том, как астрономы нашли систему с шестью «синхронизированными» экзопланетами.