Сквозь Млечный Путь мчится гигантская космическая змея

Созерцая ночное небо, люди долгое время считали, что звезды неподвижны и статичны. Но это лишь наше восприятие в рамках короткого временного промежутка, ведь все во Вселенной находится в постоянном хаотическом движении. Не все эти динамические процессы можно легко заметить. Всего несколько лет назад ученые обнаружили огромную волнообразную структуру длиной около 9 тысяч световых лет, извивающуюся вдоль спирального рукава Млечного Пути и удаленную всего на 500 световых лет от нашей Солнечной системы.

Диаграмма, иллюстрирующая Волну Рэдклиффа
Диаграмма, иллюстрирующая Волну Рэдклиффа. Белая линия отражает ее текущее положение, синие «капли» представляют звездные скопления. Зеленые и фиолетовые линии указывают на будущие позиции. Желтая точка — Солнце

Эта структура получила название «Волна Рэдклиффа». Ее открытие признано выдающимся. Но многие ее свойства остаются неизвестными. Впрочем, группа ученых под руководством астрофизика Ральфа Конецки из Гарвардского университета установила, что, подобно многим объектам Млечного Пути, она находится в активном движении. Это не просто орбитальное вращение вокруг галактического центра. По словам Конецки, используя динамику молодых звезд, рожденных в газовых облаках вдоль Волны Рэдклиффа, можно отследить движение их «родного» газа и показать, что волна на самом деле колеблется.

Последние годы принесли значительный прогресс в понимании трехмерной структуры Млечного Пути благодаря космическому аппарату Gaia. Этот аппарат тщательно картографирует Галактику, используя параллакс для точного измерения положения звезд в пространстве, а также их собственного движения. Теперь у нас появилась самая точная карта Млечного Пути, которая включает положение звезд, направление их движения и скорость. Ученые использовали эти данные для открытия Волны Рэдклиффа в 2018 году и опубликовали 3D-карту структуры в 2020-м.

Анімація, що демонструє рух Хвилі Редкліффа
Анимация, демонстрирующая движение волны Рэдклиффа. Желтая точка символизирует Солнце. Авторство: WorldWide Telescope

Изначально астрономы не имели достаточно данных для детального изучения структуры, но дополнительные данные Gaia предоставили ключевую информацию. Исследователи определили положение и движения молодых звезд в звездообразующем материале Волны Рэдклиффа. Они установили, что эта структура действительно имеет волнообразную форму, похожую на огромную космическую змею, движущуюся по Млечному Пути. Расчеты команды указывают на влияние гравитации от обычной галактической материи на это движение.

Однако остается много вопросов. Почему возникла эта волна? Каким образом она движется? Характерна ли эта структура для всего Млечного Пути или только для его отдельных областей? Теории включают в себя взрывы сверхновых, гравитационное взаимодействие со спутниковыми галактиками и столкновения с большими звездными системами. Будущие исследования глубже раскроют природу этих волнообразных структур и их взаимодействия.

Ранее мы сообщали о том, что звезды на окраине Млечного Пути движутся слишком медленно.

По материалам sciencealert.com