Скорость черепахи: вокруг астероида Диморф замечены медленные валуны

Благодаря потрясающим наблюдениям космического телескопа Hubble ученые продолжают удивляться миссии NASA DART. На этот раз заметили рой валунов, которые образовались вокруг астероида.

Диморф
Ярко-белый объект внизу слева это Диморф с синим пылевым хвостом, простирающимся по диагонали вверх вправо. Скопление синих точек, обозначенных белыми кругами, это валуны, окружающие астероид. Фото: NASA, ESA, David Jewitt (UCLA); Alyssa Pagan (STScI)

В сентябре прошлого года NASA запустила космический аппарат прямо в астероид. Он был намеренно уничтожен кинетическим столкновением. Но эта жертва аппарата DART, что расшифровывается как Double Asteroid Redirection Test, имела очень важную цель: это был первый шаг NASA в разработке амбициозной системы планетарной обороны.

Цель DART заключалась в том, чтобы выяснить, изменит ли удар по небольшому астероиду по имени Диморф его орбиту вокруг более крупного астероида Дидим. Миссия оказалась успешной. С тех пор мы узнали немало о столкновениях космических тел и о том, как именно может работать футуристический механизм защиты Земли в будущем.

Информация «из потустороннего мира»

20 июля NASA объявила, что DART снова предоставил нам интригующую информацию «из потустороннего мира». Используя мощную оптику космического телескопа Hubble, астрономы обнаружили, что при столкновении зонда с Диморфом, которое произошло на скорости около 22 530 км/ч, образовался рой валунов. Вполне возможно, говорит агентство, что эти обломки происходят от самого астероида-мишени.

«Мы впервые видим, что происходит, когда случается столкновение с астероидом. Видно материал, который вылетел из астероида. Когда пыль рассеялась, мы смогли заметить более крупные обломки в виде больших валунов. Эти валуны являются одними из самых слабых объектов, которые мы когда-либо могли разглядеть в нашей Солнечной системе», — пояснил Дэвид Джуитт, планетолог из Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе, который занимается анализом миссии DART.

Аппарат DART (концепт). Источник: NASA/Johns Hopkins APL/Steve Gribben

Согласно заявлению NASA, выброс валунов мог быть вызван либо так называемым шлейфом выброса, образовавшимся в результате столкновения, либо сейсмической волной, которая стряхнула их с поверхности. Это похоже на то, если ударить молотком по рыхлой каменистой поверхности, в результате чего мелкие камни свободно разлетятся по всей поверхности.

Со скоростью черепахи

Что касается самих валунов, то Джуитт и его коллеги обнаружили 37 околоастероидных камней размером от 0,9 м до 6,7 м в поперечнике и общей массой около 0,1% от массы астероида. Эти объекты, как оказалось, удаляются от своего источника со скоростью чуть более 0,8 км/ч, что NASA сравнивает со скоростью передвижения гигантской черепахи».

Ранее мы сообщали о том, как телескоп заснял хвост астероида Диморф.

По материалам NASA.