SETI изобрели революционный метод поиска сигналов от инопланетных цивилизаций

Поиски внеземной жизни всегда были затруднены сильным фоновым шумом, который генерирует Земля, что затрудняло выделение инопланетных сигналов. Однако новый метод распознавания радиосигналов, путешествующих по Вселенной, может значительно упростить этот поиск.

Радиотелескоп
Поиск инопланетных сигналов может быть проще. Фото: Unsplash

«Я считаю, что это одно из крупнейших достижений SETI в последний период», — говорит астрофизик Эндрю Симион, соавтор статьи, описывающей этот метод, и директор Исследовательского центра поиска внеземного разума (SETI) в Беркли.

Радиоволны, излучаемые инопланетными цивилизациями, которые существуют на дальних краях Млечного Пути, должны преодолеть 100 тыс. световых лет, чтобы достичь Земли. Эти радиоволны рассеиваются при столкновении с турбулентной, ионизированной плазмой межзвездного пространства. Такое рассеивание характерно лишь для межзвездных странствий и ранее наблюдалось среди пульсаров. Это создает характерное «мерцание», известное как дифракционная сцинтилляция, когда радиоволны начинают взаимодействовать друг с другом.

Брайан Бжицкий, кандидат астрофизических наук, вместе с Симионом и другими коллегами из проекта SETI Breakthrough Listen, разработал программу, которая позволяет отличить радиоволны от этого межзвездного мерцания. Ученый в шутку называет это отсеиванием из кучи сена.

Как отличить шум от сообщения?

Десятилетиями проект SETI исследовал небо, ища радиоволны, которые могли бы исходить только от инопланетных технологий. Иногда среди белого шума Вселенной появляется странная частота. В эти моменты исследователи, набравшись терпения, пытаются превратить радиоприемник из статического режима в режим проигрывателя. В очень узком диапазоне частот появляется четкий и непрерывный сигнал, похожий на тот, который можно наблюдать, когда принимать входные сигналы от FM-радио или космического корабля.

Природные явления, такие как молния, Солнце, пульсары и сверхновые звезды, не могут создать узкие сигналы, поскольку они имеют значительно больший диапазон частот.

Тем не менее, хотя есть основания относиться к этим сигналам с подозрением, большинство из них — это всплески, созданные человеческим вмешательством, такими как спутники, мобильные телефоны, Wi-Fi или микроволновые печи.

Знаменитый сигнал на распечатке 15 августа 1977 года

Например, происхождение известного 72-секундного сигнала SETI «Wow!», обнаруженного в 1977 году радиотелескопом в Огайо, до сих пор остается неизвестным. Хотя некоторые гипотезы связывают его с кометой. После того времени сигнал больше не был зарегистрирован.

Сцинтилляция как способ общения

Чтобы быть уверенными, что сигналы получены от инопланетных цивилизаций, а не от земных источников, SETI исследует небо, чтобы определить направления, с которых поступают сигналы. Если сигнал поступает с нескольких направлений, это, вероятно, обусловлено земными помехами. Но если он поступает с одного направления — это может быть сообщением от инопланетян.

Однако ответ на экзистенциальный вопрос о том, одни ли мы во Вселенной, возможно, не удовлетворяет нас. Нам необходимо быть абсолютно уверенными. Если инопланетяне существуют, велика вероятность того, что они также используют радиоволны для связи, поскольку это эффективный способ коммуникации, который легко проникает сквозь атмосферу и межзвездное пространство, как считают исследователи.

Предполагается, что развитая инопланетная цивилизация поняла бы, что сцинтилляция сама по себе является сообщением, пишут исследователи. Даже если узкополосный радиосигнал не содержит явных начальных данных после путешествия через межзвездное пространство, команда делает вывод, что само присутствие сцинтилляции передало бы сообщение: «Мы здесь».

Ранее мы сообщали о том, как ученые готовят план «первого контакта» с инопланетянами.

По материалам The Astrophysical Journal.