Сборка китайской орбитальной станции завершена

31 октября с китайского космодрома Вэньчан состоялся пуск ракеты «Чанчжэн-5B». На ее борту находился лабораторный модуль «Мэнтянь». Всего через 13 часов после запуска он успешно состыковался с орбитальной станцией «Тяньгун». Таким образом, Китай завершил сборку своего космического форпоста.

Предназначение модуля «Мэнтянь»

Лабораторный модуль «Мэнтянь» имеет длину 17,9 м, диаметр 4,2 м и объем внутреннего пространства 110 м³. Его масса составляет 22 тонны. Модуль предназначен для проведения широко спектра научных экспериментов от изысканий в сфере фундаментальной физики до опытов с целью изучения поведения жидкости и огня в невесомости. «Мэнтянь» оснащен собственным воздушным шлюзом и манипулятором для его автоматической перестыковки между стыковочными узлами станции. Также модуль имеет вспомогательную 5-метровую роборуку.

Орбитальная станция «Тяньгун» в представлении художника. Источник: CNSA

«Мэнтянь» стал третьим элементом орбитальной станции «Тяньгун» после базового модуля и лабораторного модуля «Вэньтян». Теперь ее масса составляет свыше 65 тонн. Станция рассчитана на постоянное пребывание трех тайконавтов и может обеспечить присутствие шести человек на время «пересменки» экипажей.

Успешная стыковка «Мэнтянь» ознаменовала завершение строительства базовой конфигурации станции «Тяньгун». Китайское национальное космическое управление допускает, что в будущем к ней могут быть добавлены новые научные модули. Также стоит отметить, что в конце следующего года Китай планирует запустить космический телескоп «Сюньтянь». Хоть он и не является частью «Тяньгун», орбитальная обсерватория  время от времени будет стыковаться со станцией для технического обслуживания.

Судьба первой ступени «Чанчжэн-5B»

Как и в случае с предыдущими миссиями по сборке «Тяньгун», после запуска «Мэнтянь» на орбите осталась отработанная первая ступень ракеты «Чанчжэн-5B». Ее масса составляет порядка 21 тонны, что сопоставимо с массой советской орбитальной станции «Салют-7». Ступень находится на низкой околоземной орбите и уже в ближайшие дни войдет в атмосферу.

Пуск ракеты «Чанчжэн-5В». Источник: Weibo.com

Где и когда именно состоится это событие, пока неизвестно. Наверняка можно лишь утверждать, что обломки ступени упадут где-то между 41° северной широты и 41° южной широты. Таким образом, это можно сравнить со своеобразной «русской рулеткой». NASA и правительства ряда стран неоднократно критиковали китайские власти за отсутствие усилий по активному своду с орбиты и затоплению в безопасных районах ступеней своих ракет. Однако те пока что не демонстрируют готовности пойти навстречу в этом вопросе.