Последний шанс увидеть комету PanSTARRS: когда и где ее можно будет наблюдать?

В конце сентября 2021 года одним из телескопов системы PanSTARRS, расположенным на горе Халеакала (Гавайские острова), была открыта комета, получившая обозначение C/2021 S3. В то время она выглядела как маленькая туманность 20 звездной величины и находилась на расстоянии 8,62 а.е. (1 млрд 290 млн км) от Земли. Расчеты показали, что это небесное тело сильнее всего приблизится к Солнцу 14 февраля 2024: в этот день их будет разделять 1,320 а.е. (197 млн км). Далее, двигаясь по гиперболической орбите, «хвостатая гостья» навсегда покинет Солнечную систему.

Пользуясь «стандартной» формулой, согласно которой яркость кометы обратно пропорциональна квадрату ее расстояния от Земли и четвертой степени расстояния от Солнца, астрономы рассчитали, что уже в начале февраля видимый блеск C/2021 S3 достигнет восьмой звездной величины, то есть ее легко можно будет увидеть даже в небольшие бинокли. Конечно, лучше было бы, если бы она прилетела двумя с половиной месяцами раньше: тогда во время прохождения перигелия она оказалась бы практически на минимально возможном расстоянии от Земли, благодаря чему стала бы примечательным объектом четвертой величины, который при благоприятных условиях (чистое ночное небо, отсутствие Луны и искусственной засветки) несложно заметить невооруженным глазом.

Орбиты внутренних планет и положение кометы C/2021 S3 (PanSTARRS) 14 февраля 2024 года. Источник: StarryNight

Но ожидания астрономов не оправдались. Не совсем благоприятная орбитальная конфигурация дополнительно сопровождалась особенностями роста блеска кометы, несколько месяцев назад начавшего отставать от предсказаний. Предположений по поводу причин этого ученые выдвинули уже много. Самая вероятная версия заключается в том, что это возвращение C/2021 S3 к Солнцу не первое: она уже когда-то побывала в окрестностях нашего светила, и на ее поверхности образовалась минеральная корка, защищающая недра, богатые летучими веществами, от солнечного света и тепла.

Таким образом, сейчас блеск этой кометы ненамного превышает 10-ю величину, и к тому же условия ее наблюдений в наших широтах еще некоторое время останутся неблагоприятными. 14 февраля в 5:20 (в это время в Киеве начнутся утренние астрономические сумерки) для наблюдателей на 50° с.ш. она будет находиться в 14° над юго-восточной частью горизонта. Жители юга Украины получат небольшое преимущество — они смогут увидеть C/2021 S3 на пару градусов выше. Менее чем в градусе от кометы на небе в этот день можно будет найти шаровое звездное скопление M9, имеющее немного более высокий блеск.

17 февраля комета PanSTARRS «переползет» из созвездия Змееносца в созвездие Змеи, при этом ее высота в начале астрономических сумерек для широты Киева возрастет до 16°. Тремя днями позже наблюдениям начнет мешать почти полная Луна. 25 февраля «хвостатая звезда» снова вернется в Змееносца, пройдя примерно в 0,5° от его звезды ν (ню), а еще через три дня снова окажется в Змее. Утром 4 марта ее будет легко найти в 0,5° западнее звезды η (эта).

Поисковая карта кометы C/2021 S3 (PanSTARRS) на вторую половину февраля и начало марта. Источник: in-the-sky.org

Удаляясь от Солнца, комета еще некоторое время будет приближаться к Земле и 15 марта пролетит от нас в 1,298 а.е. (194 млн км). Похоже, ее видимый блеск к тому времени уже начнет падать, поэтому для ее успешных наблюдений нужно будет выехать куда-то за город и вооружиться телескопом с диаметром объектива не менее 10 см. А 20 марта на предрассветном небе снова появится Луна и все испортит…

Как уже упоминалось, комета C/2021 S3 PanSTARRS имеет гиперболическую орбиту, то есть теперь она приближается к Солнцу в последний раз. Поэтому, по возможности, все же попробуйте ее посмотреть — тем более что предсказания блеска «хвостатых звезд» во многих случаях достаточно ненадежны, поэтому нельзя исключать того, что именно эта комета все же в определенный момент «вспомнит» первые прогнозы своей яркости и позволит полюбоваться собой во всей красе.

Ранее мы писали о других кометах, которые можно увидеть в феврале.