Покорение Луны: планы космических агентств на 2023 год

2022 год был выдающимся в космической индустрии. Новая космическая эра ожила с началом эксплуатации телескопа James Webb, первого путешествия Artemis, а также первой попытки предотвратить опасность от Земли атакой астероида миссией DART. Но 2023 год также будет очень насыщенным. Прежде всего он может стать годом лунных аппаратов.

Иллюстрация лунной миссии Peregrine-1
Иллюстрация лунной миссии Peregrine-1. Изображение: Astrobotic

Многие миссии готовят основу для усилий NASA Artemis и будущей лунной экономики. Это в значительной степени благодаря программе агентства Commercial Lunar Payload Services, введенной в 2018 году для привлечения частного сектора для доставки грузов на Луну. Мы расскажем о некоторых из будущих космических миссий к нашему спутнику, которые запланированы в этом году.

IM-1 NOVA-C

NASA выбрала коммерческого партнера Intuitive Machines для отправки посадочного модуля на обратную сторону Луны. Во время миссии IM-1 посадочный модуль NOVA-C будет изучать, как выхлопные газы ракет и космическая погода влияют на поверхность Луны. Запуск планируется в марте 2023 года на ракете SpaceX Falcon 9 с мыса Канаверал, штат Флорида.

Космический корабль в виде цилиндра на шести ножках доставит на Луну пять инструментов NASA и продемонстрирует передовую технологию посадки. Интересный факт: посадочный модуль будет оставаться теплым в холодном космосе благодаря «пальто». Вместо того чтобы использовать внутренний подогрев, который тратил бы много энергии, Intuitive Machines сотрудничает с Columbia Sportswear, чтобы использовать ее запатентованный изоляционный материал для утепления космического корабля.

Peregrine-1

NASA привлекла компанию Astrobotic, другого коммерческого партнера, для доставки инструментов и экспериментов на поверхность Луны. Миссия Peregrine-1 покинет Землю на ракете United Launch Alliance Vulcan Centaur с мыса Канаверал, Флорида, в первом квартале 2023 года.

Концепт лунного аппарата Astrobotic Technology. Источник: NASA

Astrobotic затем использует посадочный модуль Peregrine для отправки марсохода NASA VIPER для бурения льда на Луне. На нем будут инструменты, которые аэрокосмическая администрация хочет испытать перед важной миссией по поиску воды, запланированной на 2024 год.

SLIM

Не все из этих беспилотных миссий на Луну отправятся с побережья Флориды. Японское космическое агентство JAXA также отправит свой посадочный модуль на поверхность Луны. Миссия Smart Lander for Investigating Moon (SLIM) доставит на наш спутник различные полезные грузы. Ожидается, что аппарат будет запущен из космического центра Танегасима в Японии.

«Чандраян-3»

Спускаемая платформа «Викрам» и ровер «Прагъян» миссии «Чандраян-2». Источник: ISRO

Индийское космическое агентство снова попытается отправить посадочный модуль и марсоход на высокогорье южного полюса Луны после миссии «Чандраян-2», во время которой космический корабль разбился при попытке приземлиться в 2019 году. В середине 2023 года ошибку попытается исправить миссия «Чандраян-3». Миссия будет запущена на тяжелой ракете LVM 3 со стартовой площадки на Шрихарикота, барьерном острове на юго-востоке Индии.

Prime-1

Подрядчик Intuitive Machines высадит ровер у южного полюса Луны в 2023 году. Миссия под названием IM-2, или Prime-1, заключается в испытании дрели и масс-спектрометра, устройства, идентифицирующего типы частиц в веществе. К миссии присоединится Lunar Trailblazer NASA. Небольшой спутник будет вращаться вокруг Луны, чтобы определить расположение воды. Старт запланирован на ракете SpaceX Falcon 9 не раньше июня.

Ранее мы рассказывали о главных астрономических событиях января 2023 года.