Под поверхностью Марса может скрываться мантийный плюм

Ученые, анализирующие сейсмические данные от зонда InSight на поверхности Марса, убеждают, что в глубинах планеты поднимается мантийный плюм. Так называют плотный и горячий поток поднимающегося из ядра к поверхности вещества, расплавляющего его кору.

Борозды Цербера, образовавшие мантийный плюм
Борозды Цербера, образовавшие мантийный плюм. Источник: ESA/DLR/FU Berlin

Геологическая активность Марса

На Марсе отсутствует тектоническая активность, то есть его кора не разбита на отдельные плиты, скользящие по мантии и соприкасающиеся между собой. Исходя из этого, ученые долгое время считали, что с геологической точки зрения планета мертва.

Данные сейсмографа зонда InSight, уже несколько лет работающего на Красной планете, показывают, что здесь время от времени происходят достаточно сильные марсотрясения. Ученые долго считали, что причиной этого могут быть какие-то местные явления.

Однако недавно ученые из Аризонского университета опубликовали в Nature Astronomy свидетельства в пользу того, что в глубинах Марса скрывается мантийный плюм, и именно он ответственный за все марсотрясения.

Мантийные плюмы на разных планетах

Мантийный плюм — это очень горячий и сильный сгусток вещества из внешнего ядра планеты, медленно поднимающийся через ее мантию. Когда он приближается к коре, то начинает плавить ее. В особо горячих точках могут появиться вулканы, даже если стыка литосферных плит в этом месте нет.

Образование мантийного плюма на Марсе
Образование мантийного плюма на Марсе. Источник: Adrien Broquet & Audrey Lasbordes

На Земле наиболее ярким примером деятельности мантийного плюма являются Гавайские острова. Один из самых больших вулканов мира Мауна-Лоа расположен на одном из островов этого архипелага и именно сейчас извергается под действием сил, которые спрятаны глубоко под поверхностью планеты.

Кроме того, свидетельства существования вулканических плюмов существуют на Венере. А вот относительно Марса до сих пор была уверенность, что 3—4 млрд лет назад в его мантии наблюдались подобные явления, следами которых являются самые высокие в Солнечной системе вулканы. Но с тех пор активность ядра планеты упала до нуля.

Равнина Элизий

Но исследователи обратили внимание на один регион Марса, который противостоит этому тезису. Речь о равнине Элизий. Достоверно известно, что, в отличие от остальной поверхности планеты, магматизм здесь происходит на протяжении последних 200 млн лет. В частности, около 53 тыс. лет назад здесь произошел взрыв, покрывший поверхность слоем вулканического пепла.

Эпицентром этой деятельности считаются борозды Цербера — ряд молодых трещин, простирающихся почти на 800 км. Поверхность планеты в этом месте поднялась более чем на 1,5 км. При этом дно кратеров оказалось наклоненным в определенном направлении.

Все это является характерными признаками продирающегося к поверхности мантийного плюма. В общей сложности он повлиял на участок размером с Соединенные Штаты, а сам его размер специалисты оценивают в 2500 км. И это многое меняет, и не только в плане того, что Марс больше не может считаться геологически мертвым.

Ведь на равнине Элизий подтверждено существование водяного льда. И тепло мантийного плюма вполне может его растопить. Вместе с вулканическим пеплом это создаст условия, при которых на поверхности Марса может существовать жизнь.

Только самые интересные новости и факты в нашем Telegram-канале!

Присоединяйтесь: https://t.me/ustmagazine