Почему вулканы извергались на Луне 2 млрд лет назад?

Китайская миссия «Чанъе-5» показала, что жидкая лава присутствовала на поверхности Луны еще 2 млрд лет назад, что сильно отличается от исследований, сделанных ранее. Ученые попытались объяснить, как это произошло.

Вулканическая активность на Луне
Геологическая мозаика Луны в искусственных цветах. Источник: www.sciencealert.com

Когда на Луне извергались вулканы?

Когда китайский лунный зонд «Чанъе-5» доставил в 2021 году на Землю свежие образцы лунных пород, это было не только свидетельством мощности научной программы Поднебесной и ее заинтересованности в нашем спутнике. Они также имели огромное значение для всей мировой науки.

Дело в том, что образцы, собранные на Океане Бурь, показали, что его поверхность в месте посадки зонда была сформирована потоками лавы. И они текли всего 2 млрд лет назад. В то же время анализ лунных камней, собранных американцами в рамках программы Apollo, показывал, что уже 3 млрд лет назад любая активность на поверхности нашего спутника полностью прекратилась.

То же показали и советские зонды серии «Луна», правда, они, как и аппараты Apollo, садились совсем не там, где китайский зонд. Чтобы преодолеть эти противоречия, ученые предположили, что в то время, как остальная поверхность Луны остыла еще 3 млрд лет назад, под Океаном Бурь этот процесс длился значительно дольше.

Что продлило вулканическую активность

До сих пор относительно того, что повлекло столь позднюю активность вулканов на Луне, существовали самые разные теории. Однако недавно ученые из китайского института геологии опубликовали исследование, проливающее свет на условия, в которых образовалась лава Океана Бурь.

Они провели анализ образцов и опровергли сразу две теории, объясняющие поздние вулканы: повышенное содержание воды и наличие радиоактивных элементов, осуществлявших локальный нагрев мантии.

Ни того, ни другого в образцах не оказалось. Однако исследователи обратили внимание, что по сравнению с образцами, привезенными экипажами Apollo, в образцах «Чанъе-5» много оксидов титана и кальция. А они значительно легче плавятся, чем остальные вещества, составляющие базальты.

Исследователи провели ряд моделирований, подтвердивших, что эта магма образовалась на той же глубине, что и найденная Apollo. Но температура ее была на 80 градусов меньше. Таким образом, по мере того, как недра Луны остыли, наиболее легкоплавкие составляющие ее мантии подвергались гравитационной деформации и оставались расплавленными. И именно ее следы нашел в Океане Бурь китайский аппарат.

Геологически мертвые планеты?

Интересно, что свидетельства более длительной геологической активности на Луне почти совпали по времени с аналогичными исследованиями на Марсе. После первых межпланетных миссий, исследовавших эти небесные тела, их поспешили признать давно мертвыми.

Однако теперь известно, что Луна продолжала оставаться относительно активной геологически в период от 3 до 2 млрд лет назад, то есть фактически до времени, когда на Земле возникли аэробные микроорганизмы. А Марс, судя по последним исследованиям, остается таким до сих пор. По крайней мере, вулканы там оказались гораздо сложнее, чем считалось ранее.

По материалам www. sciencealert.com