Почему сотрудничество Украины и Европейского космического агентства выгодно обоим участникам процесса — аналитический отчет

Венчурный фонд Noosphere опубликовал аналитический отчет о возможности сотрудничества украинского космического сегмента с европейским космическим сегментом. Публикуем перевод его сокращенной версии.

Украинцы — не только мужественная нация, удивляющая весь мир своей стойкостью в противостоянии одной из сильнейших армий. Она еще и упорна в работе и обучении. Мы не только даем отпор врагу на фронте, но и учимся, работаем, ищем новые возможности для развития. Сейчас, когда Европейское космическое агентство (ESA) прекратило сотрудничество с «роскосмосом», это открывает новые перспективы для Европы и Украины. Давайте разберемся, чем будет полезно такое сотрудничество в сфере космоса для обеих сторон.

Источник: ESA

Со времени обретения Независимости Украина прошла долгий путь развития. Она зарекомендовала себя как надежный участник международных процессов и программ. Более того, наша страна сильна в техническом и научном плане. Обладает огромным опытом и технической базой для развития космической отрасли. Имеет опыт уже трех поколений.

Но сотрудничество с нашим государством носит точечный характер. Из-за этого утрачиваются возможности и взаимная выгода от использования потенциала всех участников совместных проектов, ради которых между странами создаются технологические союзы, организации типа Европейского космического агентства.

Украина будет одним из крупнейших союзников ESA

Космический сектор Украины в последние годы стабильно развивается. Перед полномасштабной войной правительство утвердило бюджет 5-летней космической стратегии страны. Согласно ей, только в 2022 году планировалось профинансировать весь сектор на 151 млн евро. А в будущем, после окончания войны, эта цифра, вероятно, возрастет. Таким образом, Украина может совместно финансировать программы ESA и войти в топ-10 европейских стран по этому показателю.

Факторы, обеспечивающие развитие космической отрасли Украины

Украина имеет большое космическое наследство. Государственные предприятия обладают значительным наследием в космической сфере со времен СССР. Кроме того, в стране выросло три поколения инженеров, стремящихся к новым разработкам и адаптации старых технологий к современным требованиям.

Правительство способствует развитию космической отрасли страны. Одним из первых законов, принятых во время президентства Владимира Зеленского, был Закон о регулировании космической деятельности, позволивший частным компаниям заниматься космическими технологиями и приведший к появлению десятков частных космических компаний.

После войны с россией Украина обязательно должна наращивать свои силы в космосе. Война продемонстрировала, насколько важно иметь собственные космические технологии и технологии двойного назначения по ряду причин.

Факторы, тормозившие развитие космической отрасли в Украине

«Одиночество» Украины в этой сфере. Развитие космических технологий без постоянных международных партнеров и обмена опытом — непростая задача. Еще больше нашему государству навредило невыполнение российской федерацией своих обязательств. Россия подвела Украину во всех совместных проектах («Либідь», Sea Launch и т.д.).

Преимущества от сотрудничества ESA и Украины

Экономика

Сотрудничество с Европой позволит Украине войти в топ-10 стран ESA по инвестициям в космическую деятельность. Предоставит европейцам доступ к современным, распространенным и недорогим украинским аэрокосмическим RnD-центрам/объектам. В нашей стране работают опытные, но экономически выгодные человеческие ресурсы: в странах ЕС заработная плата в 7 раз выше. Обе стороны получат преимущества от упрощения сотрудничества между подрядчиками, когда работаете с одной компанией — получаете опыт и знание всего нишевого кластера.

Доступ к украинской экспертизе и передача технологий

Украина может стать субподрядчиком для таких важных компонентов, как ракетные и спутниковые двигатели, спутниковые адаптеры, орбитальный сервис и т.п. Украина обладает IP и технологиями воздушного запуска на разные орбиты и может предоставлять услуги странам, не имеющим собственных пусковых возможностей.

Кроме того, европейцы получат доступ к компании с дополнительными сервисами и ее опыту обработки субметровых изображений для военных нужд. Украинские опытные сотрудники, уже задействованные в международных космических проектах как консультанты и наставники, будут сотрудничать с ESA.

Ускорение разработки текущих проектов ESA

После разрыва отношений с «роскосмосом» европейцы столкнулись с трудностями, которые можно преодолеть при условии сотрудничества с Украиной. Наша страна может легко заменить российских подрядчиков. Так, совместная работа позволит возобновить миссию Exomars, ведь технология посадки на Луну существует и в Украине. Для проекта «Ариэль» мы можем поставлять свой химический двигатель, а также предоставлять больше спутниковых данных для программы Copernicus.

Усиление позиции ESA перед США и Китаем

Еще одним преимуществом для ESA является рост количества опытного персонала, поскольку Украина владеет экспертизой с 1950 года. Это поможет остановить миграцию специалистов в Азию и США и поможет привлечь их в собственные проекты.

Кроме того, ESA получит доступ к IP, что позволит избежать передачи технологий на азиатские рынки. При сотрудничестве очевидны также и логистические преимущества — легкая и быстрая транспортировка космического оборудования и компонентов наземным, воздушным или морским транспортом, даже тяжелых грузов. Украина станет постоянным заказчиком пусков ESA: запуск 7 спутников для наблюдения за Землей с планами наращивания возможностей и замены SpaceX.

Украинский опыт сотрудничества с ESA

Украина сотрудничает с ESA с 1999 года по европейским стандартам и сертификатам. Она долгое время является неформальным членом ESA, но у обеих сторон отсутствуют все преимущества, пока наша страна не станет полноправным членом.

Действующие проекты с ESA:

• «Мрія» — возможный проект воздушного старта
  • Член ассоциации Lunar Moon Village с концепцией модулей Moon Village с 2018 года
  • SES-17 — украинское АО «ФЕД» было субподрядчиком для Thales Alenia Space (поставка теплового гидроаккумулятора) в 2021 году
  • Horizon 2020 — разработка композитов з 2016 року
  • Vega — разработки двигателя четвертой ступени ракеты КБ «Южное» и «Южмашем» с 2012 года
  • Galileo — Украина является оператором RIMS с 1999 года

Как присоединение Польши к ESA повлияло на космическую промышленность страны

Сотрудничество Польши с Европейским космическим агентством началось в 1994 году, а в 2012-м она стала его полноправным членом. До этого космическая сфера страны была представлена лишь несколькими научными институтами. Присоединение к ESA оказало значительное влияние на космическую отрасль. Польские компании были представлены на европейском рынке, что привело к проверке технологий на международном уровне.

ESA было наставником Польши, руководило развитием ее космической отрасли. Теперь страна готова самостоятельно производить научные наноспутники и большие спутники дистанционного зондирования (MikroGlob), а также спутники связи (EXATEL).

Студенты получили доступ к европейским программам космического образования, а коммерциализация польской космической промышленности способствовала быстрому созданию новых компаний. Ее прогресс очевиден — от нескольких научно-исследовательских институтов она доросла до 66 частных космических компаний.

Польша получила возможность принимать участие в тендерах ESA, а количество польских компаний, зарегистрированных в тендерной системе EMITS ESA, с 2012 года выросло более чем в 10 раз. Страна также получила доступ к европейской РН (Vega) для запуска своего первого спутника.