Планеты Вулкан на самом деле не существует

Астрономы установили, что сигнал, который ранее считали свидетельством существования планеты 40 Эридана A b, на самом деле образуется в результате вращения самой звезды. Это небесное тело находилось именно там, где должна была быть планета Вулкан из сериала «Звездный путь».

Планета 40 Эридана A b
Планета 40 Эридана A b. Источник: phys.org

Вулкана не существует

Планета 40 Эридана A b, которая могла бы быть родиной остроухих и очень спокойных вулканцев из сериала «Звездный путь», на самом деле не существует. По крайней мере об этом свидетельствуют данные, опубликованные в новом исследовании. Его авторами являются американские ученые из NASA и ряда университетов США.

40 Эридана — это двойная звездная система, расположенная в 16 св. годах от нас. Благодаря популярности «Звездного пути» она уже давно была известна как местонахождение вымышленной планеты Вулкан. Поэтому, когда в 2018 году на орбите главного компонента этой системы обнаружили признаки присутствия неизвестного небесного тела, это вызвало немалый ажиотаж.

По тогдашним расчетам ученых, планета должна была быть суперземлей, то есть иметь радиус, больший, чем у нашей планеты, и меньший, чем у Урана. Период вращения ее составлял 42 дня, что означало, что она достаточно горячая, однако любители научной фантастики продолжали надеяться на чудо.

Почему ученые решили, что планеты не существует?

Собственно, о том, что планеты вблизи от 40 Эридана А может и не быть, говорили еще ученые, которые сообщили о ее возможном открытии. В современной астрономии доминируют два основных метода обнаружения миров за пределами Солнечной системы: транзитный и лучевых скоростей.

Именно с помощью второго были обнаружены особенности, которые принимали за существование 40 Эридана A b. Этот метод заключается в том, что вследствие вращения планеты и звезды вокруг общего центра масс последняя должна колебаться из стороны в сторону. И это движение можно увидеть по смещению линий в ее спектре.

Однако такой метод ненадежен, ведь к подобному эффекту может привести и ряд других факторов. В новом исследовании ученые получили данные эксперимента NEID, проведенного в национальной обсерватории Китт-Пик. Как и предыдущие, он опирается на анализ доплеровского сдвига, однако делает это значительно точнее, чем раньше.

Именно в этих данных и нашли свидетельство того, что изменение сигнала от «планеты» на самом деле совпадает с вращением звезды. А значит его вызывает не отдельное небесное тело, а что-то на поверхности этого светила, например, большая группа пятен.

Хотя любителям фантастики эта новость может показаться печальной, для ученых она в чем-то очень позитивна. Ведь таких «сомнительных» случаев присутствия планеты еще очень много. И наконец-то у них есть инструмент, который позволяет отфильтровывать все ложные сообщения.