Первое противостояние большой планеты в 2022 году

«Жители» Солнечной системы снова напоминают нам про свой «парад», устроенный в апреле-июне. Теперь внешние планеты начинают поочередно вступать в конфигурацию противостояния. И первым это сделает Сатурн — его противостояние Солнцу, которое произойдет 14 августа, станет первым таким событием в нынешнем году.

Напомним, что противостоянием в астрономии называют такую конфигурацию, когда участвующие в ней объекты оказываются в противоположных точках небесной сферы. Поскольку ничего «абсолютно противоположного» в этом мире не бывает, ученые используют более точное определение: небесные тела находятся в оппозиции (противостоянии), когда величина их прямого восхождения отличается ровно на 12 часов. Это позволяет выделить важнейшие из подобных явлений — противостояния Солнцу. Именно их и подразумевают, когда говорят, например, о «противостоянии Марса».

В это время объект восходит вечером, почти одновременно с заходом Солнца, кульминирует в полночь и находится над горизонтом всю ночь, то есть наблюдать его удобнее всего. В случае планет к этому добавляется еще одно важное обстоятельство: в противостояниях Земля находится между ними и нашим светилом, а значит, их расстояние до наблюдателя будет наименьшим в данный период. Если небесное тело к тому же оказывается вблизи перигелия — имеет место так называемое великое противостояние. Опять же, чаще всего этот термин используют в отношении Марса — ближайшей внешней планеты.

Сатурн, сфотографированный космическим аппаратом Cassini. С Земли увидеть кольца под таким углом и тень планеты на них невозможно.

Сатурн сейчас движется по удаленному от Солнца участку своей орбиты. В день противостояния его гелиоцентрическое расстояние составит 9,862 а.е. (1 млрд 475 млн км), от Земли его будет отделять 8,857 а.е. (1 млрд 325 млн км). Блеск планеты достигнет 0,3ᵐ, то есть ее будет очень легко найти на фоне сравнительно слабых звезд созвездия Козерога. На широте Киева высота Сатурна над горизонтом в кульминации составит 24°. Заметно более благоприятные условия для его наблюдений сложатся на юге Украины.

Разворот знаменитых сатурнианских колец постепенно уменьшается, но их все еще несложно рассмотреть в сравнительно небольшие инструменты с увеличением 30× и выше. Сейчас Сатурн обращен к Земле и Солнцу своим северным полюсом. Интересно, что в течение нескольких дней до и после противостояния можно наблюдать существенный рост поверхностной яркости колец. Это связано с тем, что они состоят из множества ледяных отломков, часть которых затеняет друг друга. Когда направления на наблюдателя и источник света совпадают (именно это происходит в противостоянии Солнцу), мы перестаем видеть эти тени, поэтому суммарный блеск обломков становится больше. Это явление получило название «эффект оппозиции».

Кольца Сатурна с близкого расстояния в представлении художника. Источник: Bell Media

Следующей большой планетой, которая пройдет конфигурацию противостояния в 2022 году, станет Нептун — наиболее далекая от Солнца планета Солнечной системы. Это произойдет 16 сентября. Еще раньше — 22 августа — в оппозиции окажется астероид Веста (4 Vesta), один из четырех объектов Главного астероидного пояса, открытых еще в начале XIX века.