12 интересных фактов о планете Нептун

Подборка из двенадцати наиболее интересных и увлекательных фактов о Нептуне— восьмой и самой далекой планеты Солнечной системы.

Нептун был найден на основе математических расчетов

Нептун был найден 23 сентября 1846 года немецкими астрономами Иоганном Галле и Генрихом д’Арре. Это не было случайным открытием. Они руководствовались расчетами, выполненными французским ученым Урбеном Леверье.

Нептун глазами Voyager 2. Источник: NASA/JPL-Caltech/Kevin M. Gill

Дело в том, что через некоторое время после открытия Урана (оно состоялось в 1781 году) астрономы обнаружили, что в своем движении седьмая планета от Солнца отклоняется от своего расчетного положения. Это привело к появлению теории о существовании еще не открытой восьмой планеты, чья гравитация влияет на орбиту Урана. Сразу несколько ученых взялись рассчитать положение этого неизвестного небесного тела, что привело к своеобразной астрономической гонке. Победителем из нее вышел Урбен Леверье.

Галилей наблюдал Нептун за два века до его открытия

Видимая звездная величина Нептуна слишком мала, чтобы его можно было увидеть на земном небе невооруженным глазом. Планету можно наблюдать только в телескоп. Однако Иоганн Галле и Генрих д’Арре были не первыми, кто сумел это сделать. На самом деле, первым человеком, увидевшим Нептун, был Галилео Галилей. Он отметил планету на зарисовках, сделанных 28 декабря 1612 года, а затем 28 января 1613 года.

Фрагмент записей Галилео Галилея, на которых он отметил положение Нептуна

К сожалению, в силу примитивности своего телескопа, Галилей не мог рассмотреть диск планеты и принял ее за звезду. Известно, что в последующем еще несколько астрономов также наблюдали Нептун, но тоже так и не поняли, что это планета.

Нептун мог получить другое имя

После открытия восьмой планеты было предложено несколько вариантов для ее названия. Так, Иоганн Гале выдвинул кандидатуру Янус. В свою очередь, Урбен Леверье изначально предложил назвать планету Нептуном, но затем изменил свое решение, и захотел назвать ее в свою честь. Английские астрономы поддерживали название Океан.

Изображение Нептуна, полученное при помощи новой системы адаптивной оптики. Источник: ESO/P. Weilbacher (AIP)

В итоге за восьмой планетой все же закрепилось название Нептун. Оно продолжало традицию называть планеты в честь богов и, кроме того, очень хорошо сочеталось с ее характерным голубым цветом.

Нептун наиболее далекая планета Солнечной системы

Нептун является наиболее далекой планетой Солнечной системы. Его орбита проходит на расстоянии примерно 4,5 млрд км от Земли. Нептун совершает один оборот вокруг Солнца за 164 года. Таким образом, если считать по нептунианскому календарю, с момента открытия планеты прошло чуть более одного местного года.

Нептун глазами Voyager 2. Источник: NASA/JPL-Caltech/Kevin M. Gill

Нептун посещал лишь один космический аппарат

В силу весьма значительного удаления от Земли, Нептун является крайне трудной целью для изучения. За всю историю его пока что посещал лишь один космический аппарат. Эта честь выпала зонду Voyager 2, выполнившему близкий пролет восьмой планеты в августе 1989 года.

Voyager 2 в окрестностях Нептуна в представлении художника. Источник: NASA

Нептун является ледяным гигантом

Диаметр Нептуна составляет 49 тысяч км, его масса в 17 раз превышает массу Земли. По своему внутреннему строению планета напоминает Уран. В то время как атмосфера Нептуна в основном состоит из водорода и гелия, в его мантии доминируют  вода, метан и аммиак. В центре находится каменно-ледяное ядро. Астрономы выделяют такие объекты в отдельную категорию ледяных гигантов.

Внутренняя структура ледяных гигантов

У Нептуна есть кольца

Нептун обладает собственной кольцевой системой, состоящей из пяти основных колец. Они намного меньше и тусклее знаменитых колец Сатурна и в основном состоят из частиц, скорее всего покрытых органическим материалом, придающим им красноватый оттенок.

Кольца Нептуна
Кольца Нептуна. Источник: NASA/Voyager 2 Team

Среди колец Нептуна особо выделяется кольцо Адамс. Оно содержит пять «дуг» — участков с повышенной плотностью вещества. По мнению астрономов, своим существованием они обязаны гравитационному влиянию спутников планеты.

На Нептуне идут дожди из алмазов

По мере погружения вглубь Нептуна, температура и давление в его недрах стремительно нарастают. Результаты компьютерного моделирования говорят о том что на глубине порядка семи тысяч км они достигают такой величины, что метан распадается на составляющие его элементы: углерод и водород. Более легкий водород поднимается в атмосферу Нептуна, а углерод под действием окружающей среды превращается в кристаллы алмаза и затем медленно опускается к ядру планеты.

Алмазный дождь (концепт). Источник: space.com

У Нептуна имелся аналог Большого красного пятна

Во время визита к Нептуну аппарат Voyager 2 сфотографировал в его атмосфере крупный шторм. По аналогии со знаменитым Большим красным пятном астрономы назвали его Большим темным пятном.

Большое темное пятно Нептуна. Источник: NASA

Правда, в отличие от своего юпитерианского аналога, Большое темное пятно оказалось намного менее долговечным. При попытке сфотографировать его в 1994 году при помощи телескопа Hubble выяснилось, что оно полностью исчезло. В то же время в последующем астрономы неоднократно фиксировали новые крупные шторма на Нептуне.

На Нептуне дуют наиболее быстрые ветра в Солнечной системе

Нептун является домом для самых быстрых ветров в Солнечной системе. Их максимальная скорость достигает 2400 км/ч. Это примерно в два раза больше скорости звука на Земле. Скорее всего, столь мощные ветра связаны с теплом, исходящим из недр планеты. Дело в том, что Нептун излучает в 2,61 раза больше энергии, чем получает от Солнца.  Точная природа источника внутреннего тепла планеты пока что остается предметом дискуссий среди астрономов.

Облака в атмосфере Нептуна. Источник: NASA/JPL

Нептун потерял почти все спутники

В отличие от остальных планет-гигантов, каждая из которых обладает семейством из нескольких массивных лун, у Нептуна есть лишь один действительно крупный спутник — Тритон. При этом, Тритон движется по ретроградной орбите вокруг планеты. Это говорит о том что в далеком прошлом он был захвачен гравитацией Нептуна и изначально сформировался в совсем другом регионе Солнечной системы.

Глобальная мозаика Тритона. Источник: NASA/JPL/USGS

Астрономы считают, что захват Тритона привел к полной дестабилизации изначального спутникового семейства планеты. Это привело к череде грандиозных столкновений, в ходе которых  «родные» луны Нептуна оказались разрушены. Со временем из их обломков собралось несколько небольших спутников, которые по сей день обращаются вокруг планеты.

В будущем Нептун уничтожит Тритон

Впрочем, хотя Тритон и пережил все крупные спутники Нептуна, в будущем его тоже ждет незавидная судьба. Результаты наблюдений говорят о том что он постепенно приближается к планете. Со временем спутник перейдет предел Роша. После этого гравитация Нептуна разорвет Тритон на множество частей. Они образуют вокруг планеты гигантское кольцо, которое по своей массе и размерам будет превосходить кольца Сатурна. В дальнейшем обломки Тритона постепенно выпадут на Нептун.

Сравнение орбит Нептуна и Тритона. Источник: wikipedia.org

Правда, описанные события произойдут еще нескоро. Расчеты показывают, что разрушение Тритона состоится примерно через 3,6 млрд лет.