Шторм на Нептуне «уклонился» от гибели

В 2018 г. телескоп Hubble обнаружил новый шторм на Нептуне. Темный вихрь размером свыше 7 тыс. км образовался в северном полушарии планеты. Выполненные в следующем году наблюдения показали, что он постепенно смещается на юг. Планетологи полагали, что по мере приближения к экватору атмосферная система начнет быстро разрушаться.

Два темных шторма на Нептуне. Источник: NASA, ESA, STScI, M.H. Wong (University of California, Berkeley), and L.A. Sromovsky and P.M. Fry (University of Wisconsin-Madison)

Однако этого не произошло. Недавно сделанные снимки показали, что шторм неожиданно сменил направление и теперь движется на север. Более того, он на некоторое обзавелся «напарником»: в январе рядом с большим пятном появился меньший по размерам темный вихрь, который затем исчез. Ученые допускают, что он отсоединился от основного шторма и впоследствии распался.

Нынешнее темное пятно является четвертым по счету, наблюдаемым обсерваторией Hubble с 1993 г. Еще одно подобное образование было замечено аппаратом Voyager 2 во время пролета Нептуна в августе 1989 г. Компьютерные симуляции показывают, что пятна представляют собой системы высокого давления, которые формируются в средних широтах, а затем перемещаются к нептунианскому экватору и распадаются.

Однако необычное поведение нового темного пятна не вписывается в эту модель. Согласно одной из гипотез, «разворот» шторма может быть как-то связан с отделившимся фрагментом, остановившим его движение к экватору. Но ученые пока имеют слишком мало данных, чтобы подтвердить это предположение.