Juno измерил глубину Большого красного пятна

Большое красное пятно (БКП) по праву является самым знаменитым штормом во всей Солнечной системе. Оно непрерывно наблюдается астрономами с начала XIX века. Несмотря на то, что за последние сто лет БКП заметно уменьшилось в размерах, даже сейчас его диаметр составляет 16 000 км. Это больше диаметра нашей планеты.

Большое красное пятно глазами аппарата Voyager 2. Источник: NASA/JPL/Björn Jónsson/Seán Doran/Flickr (CC BY-NC-ND 2.0)

Неудивительно, что БКП является одной из важных целей миссии Juno. За время пребывания у Юпитера аппарат совершил уже 37 сближений с газовым гигантом. В ходе этих визитов его  инструменты «заглядывали» под облака планеты, что позволило собрать немало данных о строении его атмосферы и свойствах БКП.

Сравнение размеров Юпитера и БКП. Источник: NASA/JPL-Caltech/SwRI/MSSS/Kevin M. Gill (CC BY)

Команда американских астрономов решила использовать сам Juno в качестве научного инструмента. Исследователи исходили из того, что в силу огромных размеров и массы гравитация БКП окажет влияние на траекторию зонда. Используя данные Сети дальней космической связи NASA, они сумели определить колебания скорости Juno с точностью до 0,01 мм в секунду. В свою очередь, это позволило вычислить глубину БКП. Оказалось, что супершторм простирается вглубь планеты на 500 км ниже вершины облачного покрова Юпитера. Это на несколько десятков километров больше предыдущих оценок. Для сравнения, высота орбиты МКС составляет 400 км.

Стоит иметь в виду, что БКП расположено между двумя облачными поясами Юпитера — струйными атмосферными потоками, движущимися в противоположных направлениях со скоростью до 350 км/ч. Они словно «обхватывают» шторм с двух сторон и, скорее всего, «подпитывают его». Данные Juno позволили определить, что эти потоки достигают глубины 3200 км.

Изображение Юпитера, сделанное телескопом Hubble 25 августа 2020 г. Источник: NASA, ESA, A. Simon (Goddard Space Flight Center), and M. H. Wong (University of California, Berkeley) and the OPAL team

Также в ходе недавних пролетов Juno подтвердил существование зафиксированных пятью годами ранее штормовых систем необычной формы на полюсах Юпитера. Напомним, что тогда аппарат обнаружил восемь вихрей на северном полюсе, образующих октагональную фигуру, и пять вихрей на южном полюсе в форме пентагона. Судя по всему, это устойчивые атмосферные феномены, наподобие знаменитого шестиугольника на северном полюсе Сатурна.