Perseverance стал свидетелем кишащего роя «пылевых дьяволов»

NASA отправила марсоход Perseverance в кратер Езеро, чтобы попробовать найти признаки жизни на планете в прошлом. Находясь в дельте древней высохшей реки зонд стал свидетелем сотен энергичных вихрей, так называемых «пылевых дьяволов». Оказывается, кратер Єзеро, помимо потенциального полноводного места в прошлом, сейчас представляет собой чрезвычайно динамичный пыльный регион.

Вид с орбиты на огромный пылевой вихрь на Марсе
Вид с орбиты на огромный пылевой вихрь на Марсе. Фото: NASA

«Кратер Езеро может быть одним из самых активных источников пылевых вихрей на планете», — заявил ученый NASA Мануэль де ла Торре Хуарес, работающий над миссией Perseverance.

Аэрокосмическая администрация недавно опубликовала кадры этих мощных пылевых вихрей, активно перемещающихся в кратере. При этом «пылевые дьяволы» одновременно кружатся как близ марсохода, так и на красных холмах на заднем плане.

Ежедневно мимо марсохода проходит не менее четырех таких вихрей. Они образуются, когда земля становится теплее, нагревая воздух. Восходящие потоки поднимаются, а более холодные — опускаются, создавая вертикальную циркуляцию воздуха.

Однако вихри на Марсе могут быть гораздо больше земных. Иногда Perseverance замечает сильные порывы ветра, поднимающие гигантские облака пыли в марсианское небо. Самый большой из них однажды сформировал массивное облако, покрывающее площадь 4 км2. Во время некоторых сезонов происходят планетарные пыльные бури, охватывающие весь Марс. Понимание того, как активная пыль возникает в кратере Езеро, может помочь команде предсказать эти ненастные погодные явления.

Напомним, что пыль представляет собой серьезную проблему для аппаратов на солнечных панелях. Например, зонд inSight сейчас покрыт большим слоем пыли и «доживает» свои последние дни на Красной планете.