Perseverance собрал образцы марсианского грунта, богатые органикой

Ровер Perseverance добыл в дельте марсианской реки образцы грунта, богатые органикой. Правда, они еще не являются доказательством существования жизни. Их ждет изучение в земных лабораториях.

В образцах, отобранных здесь содержится органика
Места отбора образцов. Источник: NASA/JPL-Caltech/ASU/MSSS

Органика в образцах Perseverance

Последние несколько месяцев марсоход Perseverance исследовал дельту древней реки, которая впадала в озеро, существовавшее в кратере Езеро. Отложения этой местности состоят из осадочных пород, которые на Земле создают прекрасные условия для жизни.

С июля марсоход отобрал уже четыре образца, и они содержат большое количество органических веществ. Это свидетельствует, что миллионы лет назад эти породы осели на дне водоема, условия в котором были благоприятны для существования молекул, являющихся строительными блоками для жизни.

В частности, ученых очень заинтересовала скала Wildcat Ridge. Perseverance исследовал этот кусок аргиллита, который является результатом перекристаллизации глин, похожих на земные, с помощью прибора SHERLOC. Этот инструмент специально создан для того, чтобы быстро анализировать органику.

SHERLOC обнаружил, что большое количество органики в образце соединено с сульфатами. На Земле эти серосодержащие соединения хорошо сохраняют органические остатки, поэтому есть прекрасный шанс узнать, была ли когда-то на жизнь на Марсе.

В ожидании миссии для возврата образцов

В то же время исследователи отмечают, что сама по себе органика в образце не является признаком наличия жизни. По крайней мере, SHERLOC однозначно указать на этот факт не может. Для этого необходимо исследовать собранные образцы в земных лабораториях, и ученые надеются получить такую ​​возможность в будущем.

Perseverance отбирает образцы
Ровер Perseverance. Источник: NASA/JPL-Caltech/ASU/MSSS

В общей сложности Perseverance имеет на борту 43 колбы для марсианских образцов. Две из них — контрольные. Отбор образцов в них не производился, чтобы сравнить с другими пробами и определить в них примеси, попавшие туда с Земли.

Еще одна колба содержит образцы марсианской атмосферы, отобранные при первой неудачной попытке бурения марсианской почвы. Еще 12 также уже запечатаны и содержат горные породы. Остальные марсоход использует в течение следующих нескольких лет.

В 2027 и 2028 годах к Красной планете должен стартовать американский посадочный модуль Mars Sample Return и европейский орбитальный аппарат для возвращения на Землю ERO. Ожидается, что после того, как первый достигнет поверхности Марса, до него доберется Perseverance и загрузит внутрь собранные образцы.

Далее Mars Sample Return стартует с поверхности и стыкуется на орбите с ERO. А тот включит свои двигатели и доставит их вместе на Землю. Ожидается, что марсианские образцы ученые смогут исследовать в лаборатории уже в 2033 году.