Perseverance заметил «невозможный» атмосферный эффект на Марсе

Ровер NASA Perseverance заметил феномен, который ученые не надеялись увидеть на Марсе. Астрономы давно предполагали, что эффект солнечного гало возможен не только на Земле, но подтверждения этому не было. Для формирования гало необходимы характерные погодные и атмосферные условия. В результате совокупности факторов создается видимость яркого пятна по обе стороны от Солнца или окружающего его гало.

Изображение гало вокруг Солнца на панорамном снимке Марса от Perseverance
Изображение гало вокруг Солнца на панорамном снимке Марса от Perseverance. Фото: NASA/JPL-Caltech/Mark Lemmon

Ученые давно полагали, что подобный оптический трюк может иметь место и на других планетах. Однако за десятилетие проведенных исследований на Марсе и множества фотографий, созданных роботами, ученые не видели никаких признаков солнечного ореола. Но 15 декабря 2021 Perseverance удалось заметить это явление.

«Мы просматривали декабрьские снимки, полученные от Perseverance, и нашли то, что так долго искали — эффект гало в атмосфере Марса», — сказал Марк Леммон, планетолог из Института космических наук, некоммерческого научно-исследовательского института в Боулдере.

Гало на Земле

Чтобы на Земле заметить эффект гало вокруг Солнца, нужна холодная погода, наличие перистых облаков и влажность воздуха. При таких условиях возникают гексагональные кристаллики льда в атмосфере, которые могут деформировать солнечный свет. Гексагональная структура кристаллов водно-ледового льда определяет размер гало, расположенного в 22 градусах от Солнца.

Солнечное гало на перистых облаках

Если кристаллы будут слишком малы или облака слишком густые, или погода окажется слишком теплой, гало будет отсутствовать. Кристаллы других химических веществ в атмосфере могут иметь схожий эффект, но кристаллическая структура каждого химического вещества создает ореол особого размера.

Гало на сухом Марсе

Атмосфера Марса почти полностью состоит из углекислого газа и очень сухая. Потому команда проверила, насколько большое гало могут создать кристаллы сухого льда. Но этот расчет полностью не соответствовал тому, что увидел Perseverance. Это вызывало сомнения в том, что солнечное гало было атмосферным.

Ученые проверили, могла ли сама камера создать яркое кольцо через линзы. Но артефакты изображения были отброшены. Кроме того, удивительная фотография являлась частью последовательности из пяти панорамных изображений неба, сделанных Perseverance. Солнце и гало появлялись в трех, каждый раз в другой точке кадра. И это была точно не пыль.

Сложное гало с «фальшивыми солнцами» (оранжевые пятна в верхней части кадра — блики на оптике)

«У нас есть много фотографий, которые показывают вам происходящее в небе от пыли. Мы точно знаем, что от пыли гало не бывает. Других кандидатов для объяснения эффекта у нас больше не было», — сказал Леммон.

Ученый пока не делает радикальных выводов. Он будет ждать следующего сезона афелийных облаков, который наступит на Красной планете в 2023 году, чтобы повторить съемку неба при тех же условиях и найти схожий атмосферный эффект на фотографиях.

Ранее мы сообщали о том, как гало рассказало о бурном прошлом галактики Сомбреро.

По материалам Geophysical Research Letters