Печально известный астероид Апофис «открыт заново»

Недавно ученые проверяли систему предупреждения от опасных астероидов. В проекте участвовало более 100 ученых из 18 стран, в ходе которых регулярно сканировалось небо в поисках потенциально опасных космических тел. В результате проверки система «заново открыла» печально известный астероид Апофис.

Апофис
Иллюстрация астероида Апофис (99942 Apophis). Источник: CNET

Некоммерческая организация «Фонд B612» поддерживает исследования и технологии для картографирования и навигации по Солнечной системе. После повторного сканирования Апофис заново получил статус «потенциально опасного».

Околоземный астероид в представлении художника. Источник: NASA/JPL-Caltech

Апофис уже однажды вызвал переполох, когда был впервые обнаружен в 2004 году. В то время орбита астероида не была известна достаточно хорошо, и риск его столкновения с Землей в 2029 или 2036 годах был оценен как высокий. Теперь астрономам поручено сделать повторный анализ, чтобы доказать способность системы предупреждения быстро идентифицировать новый объект, а затем оценить опасность, связанную с ним.

Сила Апофиса

Во время испытаний Апофис был обнаружен сначала с помощью телескопа Catalina Sky Survey в Аризоне, а затем — системой раннего оповещения о столкновениях с астероидами (ATLAS), которая имеет обсерватории в Чили, на Гавайях и в Южной Африке. Возможно, самые важные измерения были сделаны космическим аппаратом NEOWISE, использовавшим свое тепловое «зрение» для точного измерения размера и формы небесного тела. Он идентифицировал его как «удлиненный объект размером от 270 до 410 м».

Модель поверхности астероида Апофис. Источник: UArizona/JPL/Arecibo

Основываясь на измерениях NEOWISE, ученые из Исследовательского центра Эймса NASA в Калифорнии получили более точную оценку энергии, которая высвободится, если Апофис столкнется с Землей. Они подсчитали, что удар будет нести примерно 8,5×1019 джоулей энергии — это эквивалентно 20 миллионам килотонн тротила. Ущерб, нанесенный Апофисом, будет значительным, но только в региональном масштабе: он недостаточно массивен, чтобы вызвать глобальное вымирание человечества.

Никаких столкновений в ближайшие 100 лет

В 2020 году Международный астрономический союз объявил, что риск столкновения Апофиса с Землей минимален. Однако данных было все еще недостаточно, чтобы исключить это на 100%.

«Несмотря на то, что мы знали, что Апофис не столкнется с Землей в 2029 году, в орбите объекта были большие неопределенности, которые теоретически допускали столкновение», — сообщил инженер-навигатор Лаборатории реактивного движения (JPL NASA) Давид Фарноккиа.

Фарноккья возглавил усилия по расчету орбиты Апофиса при помощи Goldstone Solar System Radar в Калифорнии в 2021 году. Этот наземный радар позволил получить изображения астероида, а также измерил его скорость и расстояние, что позволило более точно рассчитать орбиту. Полученной информации оказалось достаточно, чтобы исключить столкновение в 2029 году или, по крайней мере, на следующие 100 лет.

Напомним, что ранее миссию OSIRIS-REx отправили посетить самый опасный астероид в мире.