«Парад планет» продолжается!

Сессии тротуарной астрономии, во время которых любители этой науки расставляют в людных местах свои телескопы и демонстрируют всем желающим небесные объекты, проходят по вечерам. Сейчас для них наступили неблагоприятные времена, и не только из-за комендантского часа. Проблема также состоит в том, что на вечернем небе не видно ни одной планеты. Куда же они все подевались?

Очевидно, если чего-то нет на вечернем небе — его следует поискать на утреннем. Планеты там начали «группироваться» еще в апреле, но для полной «компании» им не хватало Меркурия с Ураном, которые были видны вскоре после захода Солнца. Однако в мае они прошли соединение с ним и тоже стали появляться на небе перед рассветом. В середине июня Меркурий достиг самой большой западной элонгации, благодаря чему на широте Киева его стало возможным наблюдать в течение 10-15 минут. В это время угловое расстояние между ним и Сатурном составляло менее 95°, и на этой «дуге» выстроились все остальные большие планеты: Венера, Уран, Марс, Юпитер и Нептун.

Семь больших планет на предрассветном небе 24 июня 2022 года на широте Киева

Над горизонтом они сейчас появляются в обратном порядке: сначала примерно в полночь восходит Сатурн, дальше менее чем через час — Нептун, потом — Юпитер и Марс, около 2:30 ночи — Уран, еще через полчаса — Венера, и последним, уже на совсем светлом небе — Меркурий. Данные приведены для утра 24 июня в Киеве; в другие дни и в других местах картина будет отличаться, но несущественно.

Начиная с 19 июня, планеты поочередно «навещает» Луна. В этот день она очутилась недалеко от Сатурна. Утром 21 июня ее можно было увидеть между Нептуном и Юпитером, 23 июня — менее чем в 3° от Марса, 25 июня она пройдет вблизи Урана, а на следующий день — возле Венеры.

27 июня наш естественный спутник должен был бы пройти недалеко от Меркурия, но в наших широтах увидеть это сближение будет трудно, поскольку самая маленькая планета восходит незадолго до начала гражданских сумерек. В этот день угловое расстояние между ней и Сатурном достигнет 110° и продолжит расти.

Напомним, что с точки зрения астрономии назвать упомянутое явление «парадом планет» нельзя, поскольку они не «укладываются» в какой-то относительно узкий сектор по одну сторону от Солнца, хотя угол между направлениями от него на Землю и на Уран (так называемыми радиус- векторами этих планет) достигнет 133°, а направления на все остальные так или иначе окажутся между ними.

Также не совсем верно считать, что подобные «парады планет» являются редкими явлениями. Значительно более «плотное» сближение больших планет, когда крайние «звенья» их «цепи» будет разделять всего 71°, состоится в мае 2024 года, но полноценно наблюдать его будет невозможно, поскольку Венера с Юпитером в это время расположатся на небе очень близко к Солнцу.