Падение астероида на Юпитер вызвало взрыв, сравнимый по силе с ядерной бомбой

На прошлой неделе японские астрономы заметили яркую вспышку в атмосфере Юпитера. Этот мощный взрыв был спровоцирован падением астероида на планету и по силе равен двум мегатоннам в тротиловом эквиваленте. Причем масса столкнувшегося с Юпитером космического тела была оценена в 4 тысячи тонн. Об этом сообщает The Astrophysical Journal Letters, ссылаясь на статью в arXiv.

Цветное изображение вспышки на Юпитере
Цветное изображение вспышки на Юпитере. Фото: PONCOTS

За Юпитером наблюдала система Planetary ObservatioN Camera for Optical Transient Surveys (PONCOTS). Наблюдение вела команда ученых из университетов Киото, Токио, японского агентства аэрокосмических исследований и Национальной астрономической обсерватории Японии. Событие произошло 15 октября 2021 года, но об этом случае ученые публично рассказали только сейчас.

Самая яркая вспышка за последние 28 лет

Взрыв в результате столкновения был сравним с силой взрыва ядерной бомбы мощностью в две мегатонны. Температуру вспышки в результате столкновения оценили в 8000°C. Само 4-тонное тело было относительно небольшим — от 15,8 до 31,5 м в диаметре. Космический обломок перед столкновением достиг скорости 60 км/с. Вспышка от столкновения длилась около 5,5 секунды и была в 300 раз ярче света Солнца, попадающего на Юпитер.

Анимация вспышки на Юпитере
Анимация вспышки на Юпитере. Изображение: New Scientist

Мощность взрыва можно сравнить с падением на Землю Тунгусского метеорита в 1908 году. Вспышка на Юпитере была самым ярким ударным событием в Солнечной системе, наблюдаемым с 1994 года, когда на планету упали остатки кометы Шумейкеров — Леви 9.

Надежный щит Солнечной системы

На Юпитер часто падают разнообразные небесные тела. Астрономы наблюдают эти события в виде вспышек в оптическом диапазоне. Считается, что основным источником столкновений Юпитера является группа короткопериодических комет вблизи орбиты газового гиганта. С 2010 года астрономы фиксировали шесть ярких ударных вспышек, которые вместе с новым с 2021 года помогли ученым улучшить оценки частоты таких событий на Юпитере.

Вообще Юпитер является надежным щитом для планет внутренней Солнечной системы. Его огромная гравитация спасает нас, притягивая к себе большинство опасных астероидов и комет, которые без нашей планеты-гиганта могли бы с большой долей вероятности столкнуться с Землей.

Напомним, что ранее мы рассказывали о 12 интересных фактах о Юпитере.