Открытие на краю Солнечной системы: у Урана и Нептуна нашли новые спутники

Группа астрономов во главе со Скоттом Шеппардом, Дэвидом Толеном и Чадом Трухильо сообщила об обнаружении нового спутника Урана и двух новых спутников Нептуна. Один из них является самым тусклым из всех, когда-либо наблюдавшихся наземным телескопом.

Новый спутник Урана

Ранее не известный спутник Урана был впервые замечен 4 ноября 2023 года во время наблюдений, выполненных при помощи Магеллановых телескопов. В дальнейшем он был найден на архивных снимках, сделанных в 2021 году.

Снимок открытого спутника Урана S/2023 U1. Источник: Scott Sheppard

Вновь найденная луна получила временное обозначение S/2023 U1. В дальнейшем ей присвоят собственное имя — по традиции, спутники Урана называют в честь персонажей из пьес Шекспира. S/2023 U1 имеет диаметр восемь километров (на сегодняшний день это самая маленькая из найденных лун седьмой планеты) и совершает один оборот вокруг планеты за 680 дней. После этого открытия число известных спутников Урана увеличилось до 28.

Новые спутники Нептуна

Два вновь открытых спутника Нептуна были впервые замечены во время наблюдений, выполненных в сентябре 2021 года Магеллановыми телескопами и телескопом «Субару». Они получили временные обозначения S/2002 N5 и S/2021 N1. Спутник S/2021 N1 оказался настолько тусклым, что для подтверждения его существования и расчета орбиты, астрономам пришлось проводить дополнительные наблюдения на Очень Большом телескопе ESO и 8-метровом телескопе обсерватории Gemini.

Нептун. Источник: NASA

Диаметр S/2002 N5 составляет около 23 км, ему требуется почти 9 лет на один оборот вокруг ледяного гиганта. Диаметр S/2021 N1 равен 14 км, а орбитальный период — 27 лет. В будущем они получат собственные имена в честь нереид из древнегреческой мифологии. После этого открытия, число подтвержденных спутников Нептуна увеличилось до 14.

Все новые спутники Урана и Нептуна обладают вытянутыми и наклоненными орбитами. Это позволяет предположить, что они были захвачены гравитацией планет во время или после их формирования.

По словам астрономов, новые наблюдения позволят обнаружить все луны Урана и Нептуна размером от 8 до 14 км. Для сравнения, у Юпитера скорее всего уже найдены все спутники диаметром свыше 2 км. Для спутников Сатурна этот показатель составляет 3 км.

По материалам https://carnegiescience.edu