Ориониды: ежегодный «привет» от кометы Галлея

Каждые 75-76 лет во внутренние области Солнечной системы возвращается яркая комета, получившая имя выдающегося английского астронома Эдмонда Галлея. Именно он еще в начале XVIII века доказал ее периодичность и предсказал следующее появление. Ее возвращение 1986 года было не совсем удачным для наблюдателей в наших широтах. Сейчас она приближается к своему афелию — наиболее удаленной от Солнца точки орбиты, которую пройдет 9 декабря 2023-го. Увидеть эту «хвостатую звезду» невооруженным глазом мы сможем нескоро, но, тем не менее, каждый год астрономы получают напоминания о ней. Одним из них является метеорный поток Орионид, максимум которого приходится на 21-22 октября.

Радиант потока Орионид — воображаемая точка на небесной сфере, из которой «разлетаются» его метеоры — расположен в созвездии Ориона, недалеко от его «границы» с Близнецами, а ближайшей к нему яркой звездой является Альхена (γ Близнецов). Во второй половине октября он восходит примерно в 10 часов вечера, а кульминирует уже перед рассветом. На пике активности регулярно наблюдается более 20 метеоров в час. Среди них много ярких, и все они выделяются своей высокой скоростью. Дело в том, что комета Галлея обращается вокруг Солнца в направлении, противоположном обращению больших планет. Поэтому выброшенные из ее ядра частицы пыли сталкиваются с Землей почти «на встречных курсах», за счет чего имеют большую относительную скорость — почти 67 км/с. Следовательно, их кинетическая энергия на единицу массы тоже достаточно велика, и практически вся она за счет столкновений с молекулами атмосферных газов превращается в тепловую. Именно ее мы и видим как вспышку метеора.

Несколько десятков метеоров потока Орионид сфотографировал в октябре 2011 года австралийский астроном-любитель Фил Харт (Phil Hart). Экспозиция длилась почти два часа

В исторические времена Ориониды никогда не производили больших метеорных дождей, хотя иногда их активность непредсказуемо увеличивалась: например, в 2006-2007 годах в максимуме она достигала 70 метеоров в час. На первый взгляд это кажется странным — в это время «родительская» комета потока уже отдалилась от Солнца на значительное расстояние вместе с основным облаком пылевых частиц, выброшенных ею. С другой стороны, в годы незадолго до и вскоре после прохождения кометой перигелия (1984-1987) мощность Орионид не сильно превышала средние значения. В чем тут дело?

Эволюция орбиты кометы Галлея на протяжении 10 тысяч лет с начала нашей эры

Согласно расчетам, комета Галлея впервые попала во внутреннюю область Солнечной системы свыше 15 тысяч лет назад, и за это время она совершила не менее двухсот оборотов вокруг Солнца. Во время каждого из этих оборотов ее орбита немного отличалась от предыдущей, постепенно эволюционируя под влиянием силы тяжести больших планет и реактивной силы газов, выбрасываемых из кометного ядра. Полторы тысячи лет назад она располагалась так, что могла приближаться к земной орбите менее чем на 0,03 а. (4,5 млн км). 10 апреля 837 года произошло самое тесное сближение кометы с Землей за все время ее известных наблюдений. Облака пыли, выброшенные ею в ту эпоху, образовали метеорный рой η-Акварид — один из трех наиболее мощных потоков нашего неба. Из-за дальнейших гравитационных возмущений и «сдвига» календаря сейчас его максимум приходится на 5 мая.

Комета Галлея и Млечный Путь, сфотографированные 22 марта 1986 года (за три недели до максимального сближения кометы с Землей)

Ориониды регулярно наблюдаются с их открытия в 1839 году. «Привязать» их к комете Галлея астрономы смогли позже — в середине 1860-х, во время бурного развития метеорной астрономии. Этот поток образован частицами пыли, выброшенными кометой гораздо раньше — несколько тысяч лет назад, когда ее орбита подходила ближе всего к земной вблизи того участка последней, который наша планета проходит в октябре. Каждый ее пролет оставлял свой «метеорный шлейф». Узнать, где находятся сгущения этого метеорного вещества, ученые могут не иначе, как анализируя информацию об изменениях активности Орионид. Поэтому их наблюдения имеют определенную ценность при изучении эволюции Солнечной системы, а в космическую эру они также позволяют оценивать текущий уровень опасности для спутников и пилотируемых кораблей на околоземных орбитах. Такие наблюдения не требуют серьезных инструментов и могут производиться силами любителей астрономии.