Опубликован календарь на 2022 год с лучшими снимками Hubble

Группа сопровождения миссии Hubble подготовила традиционный космический календарь-2022. Он состоит из лучших снимков телескопа, опубликованных в этом году. На них можно увидеть остатки сверхновых, сталкивающиеся галактики, звездные скопления и планеты Солнечной системы.

Обложка календаря Hubble на 2022 год. Источник: ESA/Hubble

На обложке календаря запечатлена туманность Вуаль — остаток сверхновой, вспыхнувшей примерно 10 тысяч лет назад. Она образовалась в результате коллапса светила, чья масса в 20 раз превышала солнечную. В момент вспышки сверхновая была ярче Венеры и, скорее всего, ее можно было увидеть даже днем.

Фото января

Фото января демонстрирует остаток сверхновой 1E 0102.2-7219 в Малом Магеллановом Облаке. Наблюдения Hubble помогли установить, что свет ее вспышки достиг Земли 1700 лет назад.

Остаток сверхновой 1E 0102.2-7219. Источник: NASA, ESA, and J. Banovetz and D. Milisavljevic (Purdue University)

Фото февраля

На фото февраля можно увидеть галактику GAL-CLUS-022058s, также известную как «расплавленное кольцо». На линии между GAL-CLUS-022058s и Землей расположено весьма массивное галактическое скопление. Его гравитация столь велика, что искривила путь световых лучей от более далекой фоновой галактики, превратив ее изображение в светящееся кольцо.

Галактика GAL-CLUS-022058s (фото Hubble). Источник: ESA/Hubble & NASA, S. Jha

Фото марта

На снимок марта попала пара взаимодействующих галактик NGC 7752 и NGC 7753, находящаяся в 220 млн световых лет от Земли.

Взаимодействующие галактики NGC 7752 и NGC 7753 (фото Hubble). Источник: ESA/Hubble and NASA, Dark Energy Survey, J. Dalcanton

Фото апреля

Изображение апреля демонстрирует AG Киля — одно из наиболее ярких и массивных светил Млечного Пути. Оно окружено туманностью, состоящей из выброшенного звездой вещества.

Окрестности звезды AG Киля (фото Hubble). Источник: ESA/Hubble and NASA, A. Nota, C. Britt

Фото мая

Фото мая досталось скоплению галактик ACO S 295, расположенному на расстоянии 3,5 млрд световых лет от Земли в южном созвездии Часы.

Скопление ACO S 295 (фото Hubble). Источник: ESA/Hubble & NASA, F. Pacaud, D. Coe

Фото июня

Снимок за июнь демонстрирует россыпь звезд, входящих в рассеянное скопление NGC 330. Оно находится на расстоянии 180 тыс. световых лет от Земли в Малом Магеллановом Облаке.

Рассеянное скопление NGC 330 (фото Hubble). Источник: ESA/Hubble & NASA, J. Kalirai, A. Milone

Фото июля

Фотография июля демонстрирует галактику NGC 2276. Ее спиральная структура искривилась благодаря гравитационному взаимодействию со стороны своего компаньона — линзовидной галактики NGC 2300.

Галактика NGC 2276 (фото Hubble). Источник: ESA/Hubble & NASA, P. Sell

Фото августа

Изображение августа посвящено гравитационной линзе, образованной массивным галактическим скоплением MACSJ0138.0-2155. Она позволила астрономам  увидеть намного более далекую галактику, расположенную на расстоянии 10 млрд световых лет от Земли.

Гравитационная линза MACSJ0138.0-2155 (фото Hubble). Источник: ESA/Hubble & NASA, A. Newman, M. Akhshik, K. Whitaker

Фото сентября

На снимке сентября доминирует шаровое звездное скопление NGC 6717.

Фото октября

На фото октября можно увидеть расположенную в 17 млн световых лет от Земли спиральную галактику NGC 4826, также известную под прозвищем Черный глаз.

Галактика NGC 4826 (фото Hubble). Источник: ESA/Hubble & NASA, J. Lee and the PHANGS-HST Team

Фото ноября

Изображение ноября демонстрирует пару взаимодействующих галактик NGC 5953 и NGC 5954. Их столкновение происходит на расстоянии 100 млн световых лет от Земли.

Взаимодействующие галактики NGC 5953 и NGC 5954 (фото Hubble). Источник: ESA/Hubble & NASA, J. Dalcanton

Фото декабря

И, наконец, на фото декабря можно увидеть эпичный семейный портрет планет-гигантов Солнечной системы.

Семейный портрет планет-гигантов Солнечной системы, сделанный телескопом Hubble. Источник: NASA, ESA, A. Simon (Goddard Space Flight Center), and M.H. Wong (University of California, Berkeley) and the OPAL team

Календарь Hubble на 2022 год предназначен для свободного распространения. Версия в высоком разрешении для распечатки доступна на сайте миссии.