Hubble измерил расстояние до «расплавленного кольца»

В декабре 2020 года специалисты группы сопровождения миссии Hubble опубликовали примечательное изображение, которое демонстрирует оптический эффект, предсказанный еще Общей теорией относительности и известный под названием «кольцо Эйнштейна».

Галактика GAL-CLUS-022058s (фото Hubble). Источник: ESA/Hubble & NASA, S. Jha

Фото демонстрирует светящуюся структуру, визуально напоминающую расплавленное кольцо. Это галактика GAL-CLUS-022058s. В реальности она обладает вполне типичной формой. Но все дело в том, что на линии между ней и Землей расположено весьма массивное галактическое скопление. Его гравитация столь велика, что выступает в качестве своеобразной линзы, искривляя путь световых лучей от более далеких фоновых объектов и заставляя их двигаться несколькими различными путями по направлению к нашей планете. В результате изображение GAL-CLUS-022058s до неузнаваемости исказилось, превратившись в «расплавленное кольцо».

После публикации фотографии команда европейских астрономов воспользовалась результатами наблюдений Hubble, а также архивными данными телескопа VLT, чтобы создать новую модель влияния линзирования на изображение GAL-CLUS-022058s. Исследователи определили, что гравитация скопления усилила свет галактики в 20 раз. Это эквивалентно тому, что снимок был бы сделан космическим телескопом с 48-метровым зеркалом.

Область неба вокруг галактики GAL-CLUS-022058s. Источник: ESA/Hubble, Digitized Sky Survey 2

Кроме того, ученые сумели измерить красное смещение галактики, что дало возможность определить расстояние до нее. Оно составляет 9,4 млрд световых лет. Также удалось идентифицировать некоторые компоненты ее структуры, включая спиральные рукава и балдж. По словам астрономов, для своей эпохи GAL-CLUS-022058s являлась вполне нормальной галактикой, активно формировавшей новые светила.