Определена главная опасность при возвращении образцов с Марса

В течение многих лет исследователи пытались собрать образцы с поверхности Марса. В настоящее время осуществляется несколько миссий по сбору ценнейших образцов марсианского грунта: китайским Zhurong и марсоходом Perseverance от NASA и ESA. У последнего даже есть специальный отсек внутри для хранения образов до тех пор, пока их не заберет на Землю следующая миссия, которая пока находится на стадии планирования.

Марсоход Perseverance на Марсе
Марсоход Perseverance содержит образцы для доставки их на Землю. Фото: Mashable

Однако из всего этого возникает вопрос: представляет ли риск для Земли сбор образцов и их транспортировка с чужой планеты?

Бывший сотрудник NASA по планетарной защите Кэсси Конли говорит: «С самого начала исследования космоса мы требовали, чтобы любые образцы с других планет и астероидов доставлялись крайне ограниченным количеством, а также в самых надежных и герметичных резервуарах. Требуется самая строгая изоляция для защиты как образцов, так и Земли».

Несколько групп научных экспертов из США и всего мира изучали проблему того, могут ли образцы с Марса представлять угрозу для окружающей среды Земли. Выводы этих групп говорят о том, что материалы, собранные ровером Perseverance, несут в себе «очень низкий уровень опасности» для земной биосферы. Хотя опасность «низкая», разумно помнить, что она возможна.

Скрытая опасность

Но в этом скрывается другая опасность: роботы и приборы с Земли вполне могут забрать с собой земных микробов, способных обосноваться на Марсе и негативно повлиять на планету в будущем. Ученые боятся биологической катастрофы в обоих случаях: заражения Земли неизвестным вирусом с Марса и биологического заражения Красной планеты земными бактериями.

В любом случае научные открытия всегда сопровождаются рисками, пусть даже если они оказываются оправданными. Но всегда следует оставаться осторожными и не забывать о безопасности, чтобы космические миссии случайно не стали причиной глобальной биологической катастрофы.

Напомним, что ранее NASA объявила о финансировании проекта по возврату образцов грунта Титана.