Образцы из астероида Рюгу подтверждают теорию о зарождении жизни на Земле

В образцах, взятых с астероида Рюгу миссией «Хаябуса-2», найдены органические молекулы. Открытие позволило ученым предположить, что ингредиенты для жизни оказались на Земле именно из-за ударов метеоритов и астероидов в прошлом.

Команда исследователей идентифицировала сотни тысяч ионных сигналов из образцов Рюгу, которые они приписывают многочисленным органическим молекулам, включая 15 аминокислот, ароматических углеводородов и других соединений. Их исследования опубликованы в Science.

Ryugu
Образцы с астероида Рюгу немного похожи на раскрошенное печенье Oreo. Фото: JAXA

Рюгу — это простой углеродный астероид, скалистый остаток от формирования Солнечной системы более 4 млрд лет назад. Японская миссия «Хаябуса-2» посетила Рюгу и собрала образцы с его поверхности в 2019 году. Образцы с астероида дали нам отличную возможность узнать, какой была Солнечная система на ранних стадиях ее формирования.

«Наличие органических молекул на поверхности астероида, несмотря на недружелюбную среду, вызванную солнечным нагреванием и ультрафиолетовым облучением, свидетельствует о том, что верхние зерна поверхности Рюгу имеют потенциал для их защиты. Эти молекулы могут транспортироваться по всей Солнечной системе, потенциально рассеиваясь в виде межпланетных частиц пыли после выброса из верхнего слоя астероида вследствие ударов или других причин», — сказал Хироши Нараока, планетолог из Университета Кюсю в Японии.

Жизнь пришла из космоса

Актуальный вопрос в биохимии заключается в том, как строительные блоки для жизни, такие как аминокислоты, прибыли на Землю. Органические молекулы (аминокислоты и нуклеотиды) были найдены ранее в упавших на Землю метеоритах, но загрязнены земной средой. Именно поэтому находка на Рюгу оказалась такой особенной. «Хаябуса-2» японского космического агентства (JAXA) собрал сгустки пыли, камней и газа из астероида Рюгу в 2019 году, когда он был почти в 320 млн км от Земли. Ученые получили драгоценный груз в 2020 году, когда аппарат сбросил на Землю около 5,4 г образцов с астероида.

Графика, показывающая органические молекулы
Графика, показывающая органические молекулы, найденные на астероиде Рюгу. Изображение: NASA

Исследовательская группа отметила, что образцы Рюгу были подвергнуты влиянию космоса и связанным с ним условиям, от ударов микрометеороидов до нагрева от Солнца, именно поэтому они являются самыми чистыми в Солнечной системе. «Наличие пробиотических молекул на поверхности астероида свидетельствует о том, что эти молекулы могут транспортироваться по всей Солнечной системе», — написала команда.

Сейчас с астероида Бенну возвращается миссия NASA OSIRIS-REx, где она проводила аналогичную операцию по отбору проб.

«Мы проведем прямое сравнение образцов с Рюгу и образцов с астероида Бенну, когда миссия NASA OSIRIS-REx вернет его на Землю в 2023 году», — сказал соавтор исследования Джейсон Дворкин, астрохимик из Центра космических полетов имени Годдарда NASA.

Ранее ученые обнаружили, что астероид Рюгу сформировался во внешней части Солнечной системы.