Обнаруженные вихревые волны на Солнце озадачили ученых-физиков

На Солнце обнаружен новый тип высокочастотных акустических волн. Они появляются на поверхности Солнца в виде закрученных вихрей, движущихся против вращения нашего светила. Проблема в том, что эти высокочастотные ретроградные волны движутся в три раза быстрее, чем предсказывает теория. Физики, изучающие нашу звезду, не могут определить, почему. Открытие предполагает, что ученым следует описать новую солнечную физику. Также оно дает иное представление о внутренних свойствах и активности Солнца.

Солнце
Обнаруженные таинственные вихревые волны на Солнце намекают на новую физику. Фото: Unsplash

Хотя мы не можем заглянуть внутрь Солнца, звезды примечательны тем, что их внутренние процессы часто можно понять на основе поверхностной активности. О многом нам могут рассказать акустические волны — они генерируются близко к поверхности. Затем частично или полностью отражаются внутрь, где резонируют, создавая акустические колебания. Ученые изучают эти колебания, чтобы узнать о недрах Солнца.

24 года наблюдений

Группа ученых во главе с физиком Крисом Хэнсоном из Нью-Йоркского университета в Абу-Даби изучила и проанализировала данные за 24 года наблюдений наземной группы Global Oscillation Network Group и 10 лет наблюдений космической Helioseismic. Исследователи обнаружили очень последовательный сигнал, который указал на наличие ранее невидимых волн. Они сформировали узор вихрей на поверхности Солнца с антисимметрией между северным и южным полюсами, движущимися против вращения звезды.

solar-acoustic-high-frequency-re
Иллюстрация показывает рисунок вихря на Солнце. Изображение: Нью-Йоркский университет Абу-Даби

Однако тот факт, что эти волны движутся в три раза быстрее, чем ожидалось, представляет собой загадку для ученых. Команда исследовала ряд возможностей того, как это происходило. Во-первых, сила Кориолиса — то, как экватор вращающегося сферического объекта движется быстрее, чем его полюса, — возбуждает вихревые волны, которые, как мы знаем, могут возникать на Земле.

Попытка объяснить феномен

Есть три механизма, которые могут влиять на волны и изменять их: магнетизм, гравитация или конвекция. Однако ни один из них не может объяснить данные наблюдений. Исследователи говорят, что это свидетельствует о том, что в существующих моделях Солнца отсутствует информация, которую могло бы восполнить раскрытие тайны.

Решение загадки вихревых волн на Солнце поможет лучше понять процессы, происходящие на Земле. Ученые обнаружили в океане высокочастотные волны, распространяющиеся в четыре раза быстрее, чем предсказывает теория. Их тоже очень трудно объяснить.

«Само существование высокочастотных вихревых волн и их происхождение является настоящей загадкой. Это может указывать на новую солнечную физику», — говорит Шраван Ханасоге из Нью-Йоркского университета в Абу-Даби.

Исследование опубликовано в журнале Nature Astronomy.

Рекомендуем вам пройти тест и проверить, что вы знаете о Солнце?

Также мы давали ответ на вопрос о том, когда Cолнце взорвется.