Обнаружен источник таинственных искаженных сообщений Voyager 1

В мае сотрудники NASA заявили, что система контроля ориентации (AACS) зонда Voyager 1 посылает аномальную телеметрию. Загадочный сбой был исправлен, но источник ошибок оставался тайной. Чтобы найти причину искажений, инженеры перелопатили огромное количество документации, написанной почти полвека назад. Причиной оказался неисправный компьютер, ответственный за отправку данных.

Voyager 1
Космический зонд Voyager 1. Иллюстрация: NASA

Аппараты Voyager 1 и Voyager 2 были запущены в 1977 году для изучения Юпитера, Сатурна и их спутников с проектным сроком службы 5 лет. После 45 лет пребывания в космосе оба зонда все еще функционируют. В 2012 году Voyager 1 стал первым рукотворным объектом, который пересек гелиопаузу и вышел за пределы влияния нашего Солнца в межзвездное пространство. В настоящее время он находится на расстоянии около 23,8 млрд км от Земли и продолжает отправлять научные данные из-за пределов Солнечной системы.

Копание в старых документах Voyager 1

Voyager 1 был спроектирован и построен в начале 1970-х годов, что усложнило попытки найти и устранить проблемы космического аппарата. Несмотря на то, что нынешние инженеры имеют часть документации с первых дней миссии, важные документы могли быть потеряны или вообще утрачены. Дело в том, что над проектом работали тысячи инженеров. Когда в 80-х и 90-х годах прошлого века большинство инженеров-ветеранов NASA уходили на пенсию, часть бумажной документации они вывозили с собой и складывали ее в коробках на своих чердаках в память о бурных временах. Позже агентство начало вести более надежный учет документов.

Поэтому инженерам приходилось отправлять запросы отставным специалистам, чтобы получить важные данные. Например, для анализа сбоя телеметрии Voyager 1 сотрудникам группы сопровождения миссии пришлось специально искать коробки с именами тех, кто разрабатывал системы контроля ориентации, а затем выходить с ними на связь. «Это было довольно трудоемким процессом», — сказала Сюзанна Додд, руководитель проекта миссии Voyager в Лаборатории реактивного движения NASA.

Источник ошибки

Система контроля ориентации космического аппарата, отправляющая телеметрические данные в NASA, помогает сохранять ориентацию Voyager 1 в пространстве и удерживает антенну с высоким коэффициентом усиления направленной точно на Землю.

«Вояджеры»
Зонды Voyager получают сигнал лишь через 19 часов после отправки команд с Земли. Источник: NASA

Телеметрические данные — это в основном информация о работоспособности систем. Но во время сбоя этим летом телеметрия, которую операторы получали от аппаратов, была искажена. Поэтому специалисты не знали, работает ли система контроля над ориентацией должным образом. Команда давно подозревала, что это могло быть связано со старением бортового оборудования. Также считалось, что сбой Voyager 1 мог быть связан с его удаленностью, поскольку на работу компьютера могли повлиять заряженные частицы высоких энергий, пронизывающих межзвездное пространство.

В конце августа инженеры, наконец, нашли источник искаженных данных: система контроля ориентации Voyager 1 направляла информацию через неисправный компьютер. Они считают, что это было вызвано ошибочной командой из другого бортового компьютера.

Путешествие Voyager 1 продолжается

Миссия Voyager 1 и Voyager 2 помогла ученым лучше понять космос. Даже после выхода в межзвездное пространство работа зондов продолжается. Но поскольку бортовые ядерные батареи космических аппаратов постепенно истощаются и генерируют меньше энергии, инженеры постепенно отключают различные бортовые системы. Так были отключены разные научные приборы и обогреватели к ним. Таким путем NASA пытается сохранить их в работоспособном состоянии до 2030 года.

Ранее мы рассказывали об истории самого длинного путешествия в космосе.