Новорожденные звезды, гигантские «пальцы» и свободнолетящие планеты: James Webb сфотографировал туманность Ориона

Работающие с космической обсерваторией James Webb (JWST) астрономы, опубликовали очередную серию впечатляющих снимков известного объекта. На этот раз телескоп сфотографировал туманность Ориона.

Ближайший звездный роддом

Туманность Ориона представляет собой огромное скопление газа и пыли, в недрах которого прямо сейчас рождаются тысячи новых светил. Это один из ближайших к Земле регионов активного звездообразования. 4,5 млрд лет назад наше Солнце тоже сформировалось внутри подобного «звездного роддома».

Схема созвездия Ориона и сфотографированной телескопом James Webb туманности. Источник: NASA/ESA/CSA/MCCAUGHREAN & PEARSON

Благодаря своей близости к Земле (она расположена на расстоянии 1350 световых лет от Солнечной системы), Туманность Ориона можно увидеть на небе невооруженным глазом. Она является весьма популярным объектом для наблюдений, как со стороны астрономов-любителей, так и мощнейших в мире обсерваторий — в том числе и JWST. Благодаря своему огромному зеркалу и способности фиксировать инфракрасное излучение, которое в отличие от видимого света  проходит через пыль, он может наблюдать детали Туманности, недоступные для других телескопов.

Инфракрасный портрет Туманности Ориона

В общей сложности, исследователи опубликовали два портрета Туманности Орион. Первый состоит из 2400 снимков, сделанных камерой NIRCam через фильтры, пропускающие ближние инфракрасные волны. Он демонстрирует заполоняющие туманность газ, звезды и новорожденные светила системы. Последние окружены плотными дисками из газа и пыли, в которых, возможно, формируются планеты.

Туманность Ориона в ближнем инфракрасном диапазоне. Источник: NASA/ESA/CSA/MCCAUGHREAN & PEARSON

Некоторые из протопланетных дисков разрушаются под воздействием мощного ультрафиолетового излучения наиболее массивных звезд региона. Особенно стоит  выделить Трапецию — расположенное в центре звездное скопление. Его пять крупнейших звезд имеют  массу порядка 15-30 солнечных и привносят основной вклад в освещение окружающей их туманности.

Протопланетные диски вокруг новорожденных звезд Туманности Ориона. Источник: NASA/ESA/CSA/MCCAUGHREAN & PEARSON

Второе изображение составлено из 712 снимков, сделанных с использованием фильтров, пропускающих более длинные волны. На нем составляющие Туманность газ и пыль видны с большей чувствительностью в инфракрасном диапазоне, но с меньшим пространственным разрешением, чем на коротковолновом изображении.

Туманность Ориона на более длинных инфракрасных волнах. Источник: NASA/ESA/CSA/MCCAUGHREAN & PEARSON

Туманность в основном заполнена ионизированным газом, который показан фиолетовым цветом, в то время как в окрестностях имеется смесь пыли и молекулярного газа, показанная красным, коричневым и зеленым цветами. В левой части можно увидеть полость, «вырезанную» в газовых облаках излучением массивных звезд.

Последствия звездного столкновения

Помимо всей Туманности в целом, снимки James Webb также позволяют детально рассмотреть ряд составляющих ее объектов и структур. В их числе и «пальцы». Эта необычная формация состоит из газа, выброшенного в ходе взрыва, произошедшего примерно 500–1000 лет назад в центре плотного молекулярного облака. По мнению ученых, он мог быть вызван столкновением двух молодых массивных звезд.

Находящаяся внутри Туманности Ориона структура, напоминающая гигантские пальцы. Источник: NASA/ESA/CSA/MCCAUGHREAN & PEARSON

«Пальцы» имеют преимущественно красный цвет, что свидетельствует об излучении водорода, разогретого в результате взрыва. Вблизи кончиков «пальцев» излучение становится зеленым из-за атомов железа, а в некоторых местах, где газ наиболее горячий, даже белым.

Свободнолетящие планеты

Помимо «пальцев», JWST также сфотографировал множество свободнолетящих объектов, размером с Юпитер, которые не связаны ни с одной звездой. Для их обозначения астрономы используют термин JuMBO (Jupiter Mass Binary Objects). Наиболее интригующим является то, что они, по-видимому, движутся парами. В общей сложности, JWST сфотографировал более двух десятков пар JuMBO.

Сфотографированные James Webb свободнолетящие планеты в Туманности Ориона. Источник: NASA/ESA/CSA/MCCAUGHREAN & PEARSON

По одной из версий, эти объекты сформировались в тех областях туманности, где плотность вещества была недостаточной для образования полноценных звезд. Другая возможность заключается в том, что они изначально образовались вокруг звезд, а затем в результате различных взаимодействий были выброшены в межзвездное пространство. Пока что астрономы считают более вероятным второй сценарий.