James Webb доказал возможность формирования экзопланет в эпоху «космического полудня»

Международная группа ученых использовала космический телескоп James Webb (JWST) для изучения рассеянного звездного скопления NGC 346 в Малом Магеллановом Облаке. Исследование подтвердило возможность формирования экзопланет в эпоху «космического полудня».

Звездное скопление NGC 346. Источник: 10.1038/s41550-023-01945-7

На протяжении многих лет астрономы изучают процессы образования экзопланет. Интерес исследователей к этой проблеме понятен. Чем больше мы узнаем о том, как формируются новые миры, тем ближе мы подойдем к ответу на извечный вопрос, как много во Вселенной экзопланет, напоминающих нашу Землю.

Однако есть один момент, который давно не давал покоя астрономам. Речь о возможности существования экзопланет в т. н. эпоху «космического полудня». Речь о временах, когда возраст нашей Вселенной составлял всего несколько миллиардов лет и она, в основном, была населена маломассивными звездами с низким содержание металлов. Долгое время считалось, что условия в таких системах препятствовали накоплению пыли внутри звездного диска и последующему формированию экзопланет.

Чтобы найти ответ на этот вопрос, астрономы задействовали JWST. Целью телескопа стало рассеянное звездное  скопление NGC 346. Оно расположено в Малом Магеллановом Облаке — галактике-спутнике Млечного Пути. Скопление содержит сотни маломассивных звезд и по своим условиям напоминает Вселенную времен «космического полудня».

Благодаря своей возможности видеть в инфракрасном диапазоне, JWST сумел заглянуть вглубь скопления. Его снимки показали, что несмотря на низкую металличность, молодые звезды в NGC 346 окружены достаточным количеством пыли для формирования в будущем  планетных систем. Таким образом первые экзопланеты во Вселенной должны были появиться еще на ранней стадии ее существования.

Напомним, что недавно JWST также обнаружил самое древнее скопление галактик в ранней Вселенной.