Удивительные экзопланеты, открытые в 2022 году

2022 год запомнится нам, как самая печальная страница в истории Украины из-за развязанной россией войны. Вместе с тем 2022-й также станет одним из самых знаменательных в истории науки. В этом году NASA заявила об открытии 5000 подтвержденных экзопланет, являющихся чужими мирами за пределами нашей Солнечной системы. К ним относятся различные далекие планеты, включая скалистые суперземли, газовые гиганты, такие как Юпитер, ледяные гиганты, такие как Нептун, и другие экзотические миры. Хотя планетологи обнаружили тысячи этих интересных мест, вполне вероятно, что только в нашей Галактике существует более триллиона экзопланет.

Концепция художника экзопланеты размером больше Земли
Экзопланета, больше Земли, в представлении художника. Авторство: NASA/Ames/JPL-Caltech

Также космический телескоп James Webb — самая мощная когда-либо созданная обсерватория — заглянул в атмосферу некоторых экзопланет, что дало ученым беспрецедентное понимание далеких миров. Ниже вы можете прочитать о самых интересных открытиях на экзопланетах, сделанных в течение 2022 года.

Металлические облака и дождь из драгоценных камней

Легендарному телескопу NASA Kepler удалось рассмотреть атмосферу далекой экзопланеты, находящейся в 855 световых годах от нас. Исследователи обнаружили, что на планете WASP-121 b облака состоят из металлов, а осадки выпадают в виде драгоценных камней. Такое возможно из-за очень холодных условий, а атмосфера планеты достаточно плотная, чтобы в верхних ее слоях существовали такие металлы как магний, железо, ванадий, хром и никель, которые конденсировались в облаках.

WASP-121b в представлении художника. Источник: NASA, ESA, and J. Olmsted (STScI)

Как могут выглядеть такие облака? Ученые допустили, что эти внеземные облака могут напоминать пыльные бури на Земле. Причем цветовое их разнообразие достаточно насыщено синими, красными, серыми или зелеными оттенками. И иногда облака могут конденсироваться в капли, падающие в виде дождя самоцветов.

Планета в форме лимона

WASP-103b
Иллюстрация WASP-103b, планеты в форме лимона, которая вращается вокруг своей звезды менее чем за день. Фото: EKA

Большинство планет имеют форму шара. Но не WASP-103b. Космический телескоп Cheops Европейского космического агентства (ESA) обнаружил, что WASP-103-b — планета, которая вдвое больше Юпитера — вращается вокруг своего светила всего за один день. От такой близости к материнской звезде мощные гравитационные приливы деформируют ее в форму овала вместо сферической.

WASP-103b
Инфографика, показывающая некоторые характеристики WASP-103b. Фото: ЕКА

Редкая находка на супернептуне

Приблизительно в 150 световых годах от Земли астрономы обнаружили супенептун TOI-674 b (то есть, планету чуть больше Нептуна) с водяным паром в его атмосфере. Это невероятная уникальность. Но присутствие воды у такой планеты вызывает множество вопросов, которые сможет объяснить James Webb в 2023 году.

Экзопланета TOI-2180 b в представлении художника
Экзопланета TOI-2180 b в представлении художника. Источник: NASA/JPL-Caltech/R. Hurt

«Остается много вопросов, например, сколько водяных паров содержит его атмосфера. К счастью, атмосферу TOI-674 b гораздо легче наблюдать, чем атмосферу многих других экзопланет, что делает ее главной целью для более глубоких исследований», — прокомментировали в NASA.

Планета-зародыш

В этом году планетологи обнаружили гигантскую экзопланету AB Aurigae b, находящуюся на стадии формирования. Это явление заметил космический телескоп Hubble. На изображениях телескопа видно, как она формируется в протопланетном диске газа и пыли. Возраст новорожденной звезды Солнечной системы составляет всего 2 миллиона лет.

Молодая планета очень большая. Ученые подозревают, что она в девять раз больше Юпитера. AB Aurigae b вращается очень далеко от своей звезды, примерно на расстоянии 15 млрд км — это вдвое дальше, чем Плутон от Солнца. В отличие от большинства планет, которые, по мнению исследователей, образовались, когда меньшие объекты на планетарном диске сталкивались и превращались в большие и горячие планетарные объекты, AB Aurigae b могла образоваться, когда охлажденный протопланетный диск распался на большие фрагменты.

Планета-океан

Планета-океан в представлении художника. Источник: Benoit Gougeon, Université de Montréal

На расстоянии 100 световых лет в космосе есть экзопланета, полностью покрытая океаном. В августе 2022 года астрономы объявили, что экзопланета TOI-1452 b близка по размеру к Земле и расположена в регионе Солнечной системы, где может существовать жидкая вода. Огромное количество воды — в несколько раз больше, чем на Земле — может быть причиной более низкой плотности планеты. Вполне возможно, что океан составляет около 30% массы TOI-1452 b. На Земле вода составляет всего 1% массы планеты.

Пушистая, как зефир

Встречайте «пушистый» мир TOI-3757 b. Астрономы считают, что атмосферная плотность экзопланеты подобна зефиру, что меньше плотности воды. Газовый гигант, похожий на Юпитер, находится примерно в 580 световых годах от нас. Он вращается вокруг красного карлика. Эти звезды намного меньше и тусклее Солнца, но чрезвычайно изменчивы: они выбрасывают сильные вспышки, которые могут сделать соседние планеты негостеприимными.

Экзопланета у красного карлика в представлении художника. Источник: NASA

У планетологов есть два предположения относительно такой зефирной плотности TOI-3757 b. Первая гипотеза заключается в том, что красный карлик содержит мало тяжелых элементов, что повлияло на формирование экзопланеты с малой плотностью. Вторая гипотеза объясняет странный состав атмосферы эллиптической орбитой экзопланеты, что приводит к избыточному нагреву, который может вызвать вздутие атмосферы планеты.

Также пройдите тест о том, как хорошо вы знаете экзопланеты.