Пригодность к жизни некоторых планет может определяться конфигурацией суши

Ученые исследовали, как на пригодность к жизни приливно захваченных планет влияет расположение на них суши. От этого зависит распределение температур и осадков.

Расположение суши может влиять на климат на планете
Расположение материков на планете может влиять на ее климат

Учеными смоделирована приливно захваченная планета

Группа исследователей из Университета Торонто создала компьютерную трехмерную модель климата приливно захваченной планеты. Так называются небесные тела, в которых в результате действия приливных сил вращение вокруг собственной оси согласовано с орбитальным движением. В результате этого такие объекты всегда повернуты к своим светилам одной стороной.

Ученых интересовал климат планеты, которая похожа на Землю, но при этом все время повернута к светилу одной стороной. В своих расчетах они учитывали, что из-за нагрева на ней будут возникать облака и океанические течения. И основной перенос тепла будет производиться благодаря им.

В основном ученых интересовало, как на распределение тепла и осадков будет влиять наличие на дневной стороне частей суши различной формы. В своих моделях они разместили точно по центру этого полушария круглые материки разного размера, а потом инвертировали их, получив симуляции, в которых океан со всех сторон окружен сушей.

Результаты моделирования

Как всегда бывает в таких случаях, результаты достаточно объемны, и выводов из них можно сделать немало. К примеру, это исследование показало, что результат преимущественно зависит от того, насколько сильно нагревается планета. Важно также то, какой процент ее поверхности покрыт льдом.

Приточно захваченная планета
Приливно захваченная планета. Источник: Nautil.us

Но главный вывод из исследований звучит достаточно однозначно. Приливно захваченные планеты могут быть пригодными к жизни, но на это сильно влияет не только количество суши на дневной стороне, но и ее конфигурация. Чем больше кусок суши в центре этого полушария, тем меньше будет перенос тепла с атмосферной влагой.

То есть в случае, когда существует один большой континент, то в его центре все время идут горячие дожди, а остальная планета остается холодной и сухой. Напротив, когда по центру дневного полушария находится океан, тучи переносят тепло даже на ночную сторону.

В результате этого от конфигурации материков на дневной стороне планеты может зависеть не только локальный перенос тепла, но и глобальные условия. Моделирование показывает, что средняя температура на планете при наличии круглого материка и такого же по площади океана может отличаться на 20 градусов.

Почему это важно

Моделирование климатических условий приливно захваченных планет может показаться игрой. Но это не так. 75 процентов звезд вокруг нас составляют красные карлики. И у них зона обитаемости расположена настолько близко к светилу, что за несколько миллиардов лет планеты в ней синхронизируют свое осевое и орбитальное вращение.

Длительное время было распространено мнение, что это означает полную непригодность для жизни таких планет, даже если сначала на их поверхности была жидкая вода. Сейчас от этих взглядов постепенно отходят.

Вопросов о пригодности к жизни системы красного карлика остается много. Но решение проблемы с влиянием континентов на климат означает, что пригодных для жизни миров вокруг нас должно быть гораздо больше, чем считалось до сих пор.

По материалам www.spacedaily.com