Небесный пейзаж в Туманности Ориона (фото)

Это красочное изображение было опубликовано на сайте миссии Hubble. Оно демонстрирует участок Туманности Ориона — одного из ближайших к Земле регионов активного звездообразования.

Объект Хербига-Аро в Туманности Ориона. Источник: ESA/Hubble & NASA, J. Bally

Туманность Ориона представляет собой огромное скопление газа и пыли, в недрах которого прямо сейчас формируются тысячи новых звезд. Благодаря близости к Земле (она расположена на расстоянии 1350 световых лет от Солнечной системы), туманность является весьма популярным объектом для наблюдений, как со стороны астрономов-любителей, так и мощнейших в мире обсерваторий, подобных космическому телескопу Hubble.

Представленное изображение демонстрирует красочную область вокруг объекта Хербига-Аро HH 505. Такие структуры являются продуктом деятельности новорожденных звезд, окруженных протопланетными дисками. При некоторых обстоятельствах, их взаимодействие с веществом из диска, может приводить к образованию джетов, состоящих из ионизированного газа. Проще говоря, новорожденное светило начинает выбрасывать материю в окружающее пространство.

В случае с HH 505 эти выбросы исходят от звезды IX Ori, которая находится на окраине Туманности Ориона, примерно в 1000 световых годах от Земли. Сами потоки материи видны, как изящно изогнутые структуры в верхней и нижней части изображения. Они искажены в извилистые кривые из-за взаимодействия с крупномасштабными потоками газа и пыли из ядра туманности. Стоит сказать, что объекты Хербига-Аро являются весьма краткосрочным, по астрономическим меркам, явлением. Всего через несколько десятков тысяч лет они полностью рассеиваются в межзвездном пространстве.

Снимок HH 505 был сделан при помощи, установленной на борту Hubble, камеры ACS. Изображение было получено в рамках более масштабного проекта, целью которого является создание наиболее детальной мозаики Туманности Ориона. Она позволит выявить ранее неизвестные потоки вещества, что позволит астрономам лучше разобраться в процессах, сопровождающих формирование новых звезд.