Новая задача для старого аппарата: миссия OSIRIS-REx получила новое имя и новую цель

NASA утвердила план расширенной миссии  OSIRIS-REx. Вместе с ним, аппарат получил и новое имя. Теперь его официальное название — OSIRIS-APEX (Origins, Spectral Interpretation, Resource Identification, and Security – Apophis Explorer).

История OSIRIS-REx

OSIRIS-REx был запущен в 2016 году с целью исследования астероида Бенну. Аппарат изучал малое тело в период с 2019 по 2021 год, после чего лег на обратный курс к Земле. В сентябре 2023 года зонд сбросил капсулу с собранными им образцами вещества Бенну. Она совершила успешную посадку и ее содержимое в настоящий момент изучают ученые.

OSIRIS-REx на фоне Земли (концепт). Источник: NASA

Но на этом миссия аппарата не закончилась. Поскольку на его борту остались достаточно большие запасы топлива и его системы работают в штатном режиме, NASA приняла решение направить зонд к какому-то новому небесному телу. После изучения возможных вариантов, включавших Венеру и различные кометы, было решено сделать его следующей целью астероид Апофис.

Астероид Апофис

Апофис был открыт в 2004 году. Его диаметр составляет около 340 метров. 13 апреля 2029 года он совершит крайний близкий пролет Земли, пройдя на расстоянии 32 тысяч км от ее поверхности (т. е. внутри орбит геостационарных спутников). В этот момент его можно будет увидеть на небе невооруженным глазом.

Астероид Апофис в представлении художника. Источник: Unistellar

Это сближение изменит орбиту Апофиса. Кроме того, гравитация нашей планеты может оказать влияние на астероид. По мнению астрономов, на нем могут возникнуть оползни и выбросы вещества. Поэтому наземные телескопы будут пристально следить за визитом астероида. Но все же, наилучшие данные сможет дать космический аппарат.

Расширенная миссия

Чтобы добраться до Апофиса, OSIRIS-APEX потребуется выполнить серию из шести сближений с Солнцем (во время прохождения перигея аппарат будет находиться на расстоянии 75 млн км от поверхности светила) и три гравитационных маневра в окрестностях Земли. Это позволит ему догнать Апофис к весне 2029 года. OSIRIS-APEX начнет съемку астероида 2 апреля 2029 года, а 13 апреля (т. е. в день пролета Земли) приблизится к нему вплотную.

Радарные изображения Апофиса. Источник: NASA/JPL-Caltech and NSF/AUI/GBO

Расширенная миссия аппарата рассчитана на 18 месяцев. OSIRIS-APEX картографирует астероид и изучит его состав. К сожалению, аппарат не сможет взять пробу его грунта.  Вместо этого OSIRIS-APEX вплотную приблизится к астероиду, после чего активирует свои двигатели. По словам ученых, это сдует слой реголита с его поверхности и обнажит более глубокие слои.