Новая экзопланета обращается вокруг звезды менее чем за три дня

Спутник TESS открыл газовый гигант TOI-3235 b, который по размеру сравним с Юпитером и обращается вокруг своей звезды менее чем за трое земных суток. Столь массивные планеты на орбитах вокруг красных карликов до сих пор вызывают удивление ученых.

Червоний карлик
Газовый гигант возле красного карлика. Источник: NOIRLab/NSF/AURA/J. da Silva/Spaceengine/M. Zamani

Новый газовый гигант

Международная группа ученых, работающая с данными спутника NASA Transiting Exoplanet Survey Satellite (TESS), 20 февраля объявила об открытии новой планеты, получившей обозначение TOI-3235 b. Она представляет собой газовый гигант размером с Юпитер, обращающийся вокруг красного карлика.

Открытие внесолнечной планеты с помощью спутника TESS не является чем-то особенным. За последние несколько лет он нашел около 6100 кандидатов в экзопланеты. Из них подтверждено уже более 3000. Но все равно объекты за пределами нашей Солнечной системы продолжают порождать все новые и новые вопросы.

TOI-3235 b является транзитной планетой, то есть она проходит между своей звездой и Землей. В результате мы видим уменьшение яркости светила. Поэтому можем точно определить не только период обращения, составляющий всего 2,59 суток, но также массу и радиус газового гиганта.

Как образовалась такая большая планета

Масса TOI-3235 b составляет 66% юпитерианской, но при этом по размеру она на 2% больше Юпитера. Это дает плотность планеты в 0,78 г/см³. То есть она могла бы плавать в колоссальном океане воды. Похожую плотность в Солнечной системе имеет Сатурн.

Но больше всего ученых удивляет не низкая плотность, а высокая масса планеты у такой малой звезды. TOI-3235 b — не первый газовый гигант, найденный у красного карлика, и все эти случаи до сих пор остаются загадкой для ученых.

Считается, что масса газово-пылевого диска пропорциональна массе материнской звезды, а интенсивность образования планет в нем равномерна. Для того, чтобы тело, подобное TOI-3235 b, могло образоваться, сама масса исходного материала должна была быть чрезмерной для красного карлика, либо же слипание частиц в диске по какой-то причине должно идти аномально интенсивно.

Ученые надеются, что в будущем на часть этих вопросов удастся получить ответы. Ведь то, что экзопланета транзитная, делает ее хорошим кандидатом для исследования атмосферы с помощью космического телескопа James Webb.