Необычная орбита теплого юпитера указала на бурное прошлое звездной системы

Астрономы обнаружили ранее неизвестный газовый гигант размером с Юпитер. Он обращается вокруг далекой солнцеподобной звезды.

Теплый юпитер в представлении художника. Источник: Detlev Van Ravenswaay/Science Photo Library

Открытие было сделано в ходе анализа данных, собранных телескопом TESS. Он ищет внесолнечные миры путем поиска изменений блеска звезд, вызванных их транзитами. Вновь найденная экзопланета получила обозначение TOI-4515 b. Она обращается вокруг звезды спектрального класса G, расположенной на расстоянии 632 световых лет от Земли. Это довольно молодое светило, возраст которого оценивается в 1,2 млрд лет.

Что касается обнаруженной TESS экзопланеты, то ее радиус в 1,09 раза превосходит юпитерианский, а масса составляет 2,01 массы Юпитера. Это дает среднюю плотность тела в 1,95 г/см3.

Период обращения TOI-4515 b составляет 15 дней. Она движется по довольно вытянутой орбите, которая проходит на среднем расстоянии 0,12 а. е. (18 млн км) от своей звезды. Из-за этого атмосфера экзопланеты нагрета до температуры, составляющей 430℃, что сравнимо с температурой поверхности Меркурия. Астрономы классифицируют такие тела как теплые юпитеры.

По мнению ученых, высокий эксцентриситет орбиты TOI-4515 b и ее относительно высокая плотность могут объясняться бурным прошлым этой системы, сопровождавшимся столкновениями планет. Не исключено, что вокруг звезды образовалось несколько газовых гигантов. После того, как протопланетный диск рассеялся, гравитационные взаимодействия между ними привели к тому, что TOI-4515 b перешла на нынешнюю вытянутую орбиту.