Неистовая Ио: миссия Juno сфотографировала самое активное тело Солнечной системы

3онд Juno совершил рекордно близкий пролет Ио. Ему удалось получить ряд уникальных изображений спутника, демонстрирующих его вулканическую поверхность.

Вулканический мир

Ио является наиболее вулканически активным миром Солнечной системы. На поверхности этого спутника находятся сотни действующих вулканов, которые непрерывно извергаются, видоизменяя его ландшафт. Протяженность их лавовых потоков может достигать сотен километров. Также на Ио существуют целые озера, заполненные расплавленной серой.

Снимок Ио, сделанный зондом Juno с дистанции в 2800 км. Источник: NASA/JPL-Caltech/SwRI/MSSS/Kevin M. Gill

Такая невероятная активность обусловлена комбинацией приливных взаимодействий между Ио и Юпитером, а также его другими крупными спутниками — Европой и Ганимедом. Непрекращающиеся извержения постоянно «перекраивают» карту Ио и окрашивают ее поверхность в различные оттенки желтого, белого, красного, черного и зеленого цветов. Из-за этого ученые иногда в шутку сравнивают этот спутник с пиццей.

В довершение ко всему, газы и частицы твердого вещества, выбрасываемые вулканами Ио, взаимодействуют с магнитосферой Юпитера и усиливают ее. Из-за этого орбита спутника фактически проходит внутри одного из мощных радиационных поясов планеты-гиганта. Уровень излучения на поверхности Ио таков, что человек получил бы смертельную дозу радиации всего за несколько часов.

Рекордное сближение с Ио

За время своей миссии, Juno уже совершил ряд визитов к Ио. Но сближение 30 декабря стало рекордным. Аппарат пролетел на расстоянии всего в 1500 км от ее поверхности. Ученые воспользовались этой возможностью, чтобы изучить вулканическую луну поподробнее, а также сделать снимки.

Полученные Juno снимки, демонстрируют насколько нетипично выглядит Ио по сравнению с большинством других спутников планет. Помимо совершенно другого цвета поверхности, можно также обратить внимание на то, что на Ио практически нет кратеров. Благодаря постоянным извержениям шрамы от космических бомбардировок очень быстро затягиваются.

Фотография Ио, полученная зондом Juno. Источник: NASA/JPL-Caltech/SwRI/MSSS/Jason Perry

3 февраля Juno вновь встретится с Ио и опять пройдет на расстоянии 1500 км от его поверхности. В будущем аппарат совершит еще несколько визитов к Ио, но каждый раз дистанция будет увеличиваться.