Не путайте с НЛО: спутник BlueWalker3 стал самым ярким движущимся объектом на небе

Проблема чрезмерной концентрации спутников на низкой околоземной орбите растет с каждым годом. Спутник, который был запущен в сентябре 2022-го стал самым блестящим объектом на ночном небе. Но беспокоит то, что аппарат под названием BlueWalker3 является всего лишь прототипом, и компания AST SpaceMobile, которая его создала, имеет амбиции построить целый космический флот таких спутников.

Спутник BlueWalker 3. Иллюстрация: sciencealert.com

Международная группа ученых во главе с астрономом Сангитой Нандакумар из Университета Атакама в Чили бьет тревогу. По их словам, необходимо срочно принять более эффективные меры для скорейшего уменьшения влияния этих спутников на астрономию.

Хаос на орбите

На Земле существуют строгие правила для воздушного пространства. Однако за пределами определенной высоты правила заканчиваются — в космосе нет четких правил, регулирующих события в нем. Это приводит к абсолютному хаосу.

По данным веб-сайта Orbiting Now, вокруг Земли сейчас вращается 8693 искусственных спутников, большинство из которых размещается на низкой околоземной орбите. Всего в космос было запущено более 16 650 объектов, причем 5000 из них — Starlink от SpaceX, количество которых постоянно увеличивается.

BlueWalker 3
Движение BlueWalker 3 на околоземной орбите 3 апреля 2023 года. Видео: Делфтский технический университет

Кажется, каждый хочет свой кусок спутникового пирога. По прогнозам ученых, к 2030 году на низкой околоземной орбите может быть около 100 тыс. спутников, что изменит ночное небо как никогда раньше. Starlink пытается уменьшить влияние своих аппаратов, окрашивая их в темные цвета, чтобы снизить их яркость.

Яркий спутник, словно звезда

Но BlueWalker 3 подчеркивает срочную необходимость регулирования космического пространства. Спутник является аппаратом связи, который предназначен для получения энергии из космоса и передачи широкополосной сотовой связи непосредственно на смартфон. Площадь его антенны — 64,3 м2. Когда BlueWalker 3 развернулся на орбите, его яркость равнялась 1 звездной величине — это ярче, чем Полярная звезда. К 25 декабря 2022 года он потускнел до звездной величины 6, что почти не заметно без специального оборудования.

BlueWalker 3
BlueWalker 3, сияющий на околоземной орбите. Взгляд из телескопа. Фото: Майкл Цукран

Но к 4 апреля 2023 года спутник снова увеличил свою яркость до звездной величины 0,4 — такую светимость имеет одна из самых ярких звезд на небе — Бетельгейзе.

Аварийная ситуация на орбите

После развертывания яркость спутника превышала рекомендации Международного астрономического союза Dark and Quiet Skies II в четыре раза. Но BlueWalker 3 также создал аварийную ситуацию столкновения с другими спутниками. Дело в том, что между выходом на орбиту и развертыванием панелей прошло четыре дня. За это время он был невидимым для наземных операторов, которые следят за траекториями спутников, чтобы избежать столкновений.

С другой стороны, чем больше спутников запускаем на низкую земную орбиту, тем труднее избежать коллизий. Это становится большой проблемой для наземных астрономических наблюдений. Эти аппараты не только приводят к световому загрязнению в то время, когда важно обнаруживать астероиды, но также создают помехи для радиотелескопов в различных диапазонах длин волн.

И пока международное сообщество не создаст правовые условия и не установит жесткие правила для использования околоземной орбиты, спутники будут не только мешать астрономии, но и создавать опасные ситуации.

Ранее мы рассказывали о том, что взрыв огромного огненного шара в небе напугал очевидцев.

По материалам nature.com.