NASA запустит первый израильский космический телескоп, а роверы Curiosity и Perseverance не смогут обнаружить жизнь на Марсе: дайджест новостей

Подборка самых интересных космических новостей за неделю: китайский марсоход оказался парализован; ученые услышали «сердцебиение» на Солнце, а мы рассказываем о том, как New Horizons показал нам Плутон и пояс Койпера.

«Ни один вор, каким бы искусным он ни был, не может украсть знания, и поэтому знание — это лучшее и самое надежное сокровище, которое можно приобрести».

― Л. Фрэнк Баум, «Пропавшая принцесса страны Оз»

Обнаружен неизвестный ранее класс богатых водой астероидов

Международная группа астрономов сумела идентифицировать неизвестный ранее класс богатых водой астероидов в Солнечной системе. В далеком прошлом они могли являться одним из основных ее «поставщиков» на Землю. Открытие было сделано при помощи инфракрасной спектроскопии. Ученым удалось выделить группу астероидов, которые по своему химическому составу напоминают карликовую планету Цереру ― крупнейший объект Главного астероидного пояса. Она имеет сферическую форму и примерно на 20-30% состоит из водяного льда. Считается, что изначально Церера сформировалась на значительно большем расстоянии от Солнца, и лишь затем мигрировала в Главный пояс.

Группа «церероподобных» астероидов расположена в ограниченной области между Марсом и Юпитером вблизи орбиты карликовой планеты. Это довольно крупные тела по меркам Главного пояса: их размер превышает 100 км. На их поверхности присутствуют минералы, которые возникли в результате взаимодействия с жидкой водой.

Ученые услышали «сердцебиение» на Солнце

Ученые исследовали периодический радиосигнал, поступающий от Солнца и очень напоминающий медленное сердцебиение. Он связан с электромагнитными явлениями в верхних слоях атмосферы светила, которые сопровождают вспышки, вызывающие магнитные бури на Земле. Пульсирующие радиосигналы повторяются каждые 10-20 секунд.

В своей работе исследователи опирались на данные радиотелескопа Expanded Owens Valley Solar Array (EOVSA), расположенного на радиообсерватории Оуэнс Велли в Калифорнии. Он работает на частоте от 1 до 18 ГГц и чувствителен к электромагнитным явлениям, сопровождающим солнечные вспышки.

Не двигается месяцами: китайский марсоход оказался парализован

Марсоход «Чжужун» перешел в спящий режим в мае 2022 года из-за пылевой бури и холодных условий. Последовательность изображений, полученных прибором HiRise на борту аппарата Mars Reconnaissance Orbiter, показывает, что китайский ровер не двигался, по крайней мере, с начала сентября 2022 года. На этой неделе команда HiRise из Университета Аризоны поделилась тремя разными снимками, на которых мобильный аппарат выглядит как голубоватая точка. Первое изображение датировано 11 марта 2022 года, второе — 8 сентября 2022-го, третье — 7 февраля 2023 года. На последних двух изображениях марсоход находится в том же месте, и это не предвещает ничего хорошего.

Национальная космическая администрация Китая (CNSA), как известно, хранит в тайне ход исследований на Марсе, поэтому официальных сообщений о миссии поступает крайне мало. Она вообще не опубликовала никаких текущих обновлений о ровере и продолжает молчать. Однако что бы ни случилось, марсоход все равно выполнил главные задачи и превысил начальный трехмесячный срок службы, закрепив свое достижение в истории освоения космоса.

NASA запустит первый израильский космический телескоп

NASA и Израильское космическое агентство (ISA) подписали соглашение о сотрудничестве.  В его рамках Национальная аэрокосмическая администрация США поможет запустить первый израильский космический телескоп ULTRASAT.

ULTRASAT представляет собой ультрафиолетовый телескоп с полем зрения 210 квадратных градусов, способный вести наблюдения в диапазоне от 220 до 280 нм. Его основным предназначением станет поиск транзиентных событий — таких, как вспышки сверхновых или слияние нейтронных звезд. В течение 20 минут после обнаружения вспышки он оповестит другие наземные и орбитальные обсерватории, что позволит им также подключиться к наблюдениям. По оценкам авторов проекта, благодаря своему очень большому полю обзора и высокой чувствительности детекторов израильский телескоп сможет находить порядка сотни сверхновых в год.

Curiosity и Perseverance не способны обнаружить жизнь на Марсе

Действующие марсоходы Curiosity и Perseverance активно ищут доказательства возможного существования микробной жизни на Красной планете. Однако новое исследование показывает, что все попытки аппаратов обнаружить жизнь на Марсе могут быть бесполезными, поскольку лабораторных мощностей на их борту просто недостаточно для идентификации крошечных признаков органики. Самые новые и совершенные приборы современных роверов NASA обнаружили только следы простых органических молекул в древних озерах и дельтах рек. Но эти соединения не являются надежным доказательством жизни — они могли быть созданы обычными геологическими процессами.

Европейское космическое агентство опубликовало несколько изображений и видеозаписей, сделанных зондом Solar Orbiter. Он заснял прохождение (транзит) Меркурия по диску Солнца. На снимках камеры PHI самая маленькая планета предстает в виде черного круга в правой нижней части солнечного диска. Она заметно отличается от обычных солнечных пятен в верхней части изображения.

Интересная цифра: 2 года на Марсе

Perseverance
Это изображение дна кратера Езеро было получено одной из камер Navcam на борту марсохода Perseverance 5 февраля 2023 года, на 698-й марсианский день (сол) миссии. Фото: NASA/JPL-Caltech

18 февраля ровер Perseverance отмечает вторую годовщину с момента спуска на поверхность Марса. Чтобы отпраздновать очередную веху в исследовании Красной планеты, NASA поделилась интересными цифрами из экспедиции Perseverance:

• Отобрано и запечатано 18 образцов пород;
  • Развернуто хранилище из 10 контейнеров с образцами;
  • Произведено 230 554 лазерных выстрелов научным инструментом SuperCam;
  • Выполнено 676 828 зондирований георадаром RIMFAX (Radar Imager for Mars’ Subsurface Experiment) для изучения глубинных слоев горных пород;
  • Сделано 662 аудиозаписи Марса микрофоном SuperCam;
  • Записано 15 769 часов данных о погоде на Марсе прибором MEDA (Mars Environmental Dynamics Analyzer);
  • Создано 4 337 010 лазерных меток инструментом SHERLOC;
  • Проведено 33 спектроскопических наблюдения инструментом SHERLOC;
  • 64 раза роботизированная рука была полностью убрана и развернута;
  • 48 раз была произведена замена сверла на дрели для сбора образцов горных пород;
  • 166 000 изображений получено семью научными и девятью инженерными бортовыми камерами.

New Horizons (концепт). Источник: NASA

В один и тот же день 19 февраля, но с разницей в 464 года, родились два известных астронома — поляк Николай Коперник и украинец Клим Чурюмов. Первый считается отцом современной астрономии и наиболее прославился своим утверждением о том, что Земля вращается вокруг Солнца. Второй известен как один из первооткрывателей периодической кометы Чурюмова-Герасименко, а также как выдающийся ученый и популяризатор науки. Редакция The Universe Space Tech рассказывает о них в статьях «10 интересных фактов о Копернике» и «86 лет со дня рождения самого известного украинского астронома».

Также предлагаем вам почитать о том, как New Horizons показал нам Плутон и пояс Койпера. Возможно, со временем непростая история миссии ляжет в основу сюжета фильма. Ведь разработка, одобрение и запуск экспедиции к Плутону оказались гораздо более сложными задачами, чем можно было предположить. В общей сложности это заняло свыше 15 лет. Более того, проект миссии на окраину Солнечной системы неоднократно находился под угрозой срыва и реализовался только благодаря настойчивости его участников и поддержке научного сообщества.

Читайте в предыдущем дайджесте: На российском корабле снова утечка теплоносителя, а SpaceX неожиданно отказалась использовать морские платформы для запуска: дайджест новостей